2012

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

Геохимические особенности Черниговского карбонатитового массива (Украина, Приазовье)

 Кривдик С.Г., Дубина А.В., Когарко Л.Н.

*Институт геохимии, минералогии и рудообразования им. М.П. Семененко НАН Ураины, Киев, Украина

kryvdik@ukr.net

**Инситут геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Москва, Россия

kogarko@geokhi.ru

 

Черниговский (Новополтавский) карбонатитовый массив в Приазовье считается одним из наиболее детально изученных в минералогическом и петрологическом аспектах. Однако многие вопросы геохимии и условий образования этого массива остаются невыясненными.  Хотя в целом этот массив имеет характерный набор пород (щелочные пироксениты, ийолит-мельтейгиты, нефелиновые и щелочные сиениты, карбонатиты, фениты), в нем есть ряд «аномальных» особенностей вещественного состава карбонатитов и щелочных пород, рассмотренных в [1, 6]. Полученные в последние годы данные ICP MS, а также анализ некоторых результатов предыдущих исследователей [5, 8] позволили выделить некоторые геохимические особенности Черниговского массива, отличающие его от других карбонатитовых комплексов.

В ранних кальцитовых карбонатитах (сёвитах) этого массива нередко фиксируется довольно высокое содержание Та (до 200 ppm) относительно Nb (отношение Nb/Ta составляет 3,9-6,9). В более ранних публикациях [5, 8] встречаются анализы карбонатитов этого массива с отношением Nb/Ta 6,6, в единичных случаях – 3,6. В Малосаянском массиве также отмечались карбонатиты с отношением Nb/Ta – 2,7-4,5, при содержании до 422 ppm Та [7].

Более высокое содержание Та (262 ppm) было зафиксировано в биотит-альбитовом нефелиновом сиените (канадите) с отношением Nb/Ta 3,9. Еще ниже отношение Nb/Ta (2,8) при содержании 421  Nb и 152 Та было выявлено в апатит-магнетитовом фоскорите этого массива. В то же время в более поздних кальцит-доломитовых и существенно доломитовых (анкеритовых) карбонатитах Черниговского массива отношение Nb/Ta довольно высокое (28-38), т.е. обычное для карбонатитов.

Столь отличающиеся отношения Nb/Ta в различных типах пород рассматриваемого массива обусловлены разными минеральными формами этих элементов. В сёвитах среди главных ниобатов часто встречается или преобладает гатчеттолит с отношением Nb/Ta 2,5-3,0. К тому же в этом минерале довольно высокое, не свойственное типичным карбонатитам содержание урана (9-12% U3O8) [2, 4]. Вероятно, наблюдаемый в канадитах минерал группы пирохлора также принадлежит к гатчеттолиту.

В бефорситах главным ниобатом является колумбит и цериевый фергусонит при подчиненной роли обычного пирохлора.

Несколько необычными в этом массиве оказались нефелиновые сиениты – канадиты (альбит+нефелин+биотит±микроклин). В них, кроме отмеченных повышенных или высоких концентраций Nb и Ta (с низким Nb/Ta), имеется высокое содержание Zr (0,1-0,3%). По сравнению с более меланократовыми породами массива – щелочными пироксенами и ийолит-мельтейгитами в канадитах значительно больше Zr и столько же или даже больше Nb, но меньше TR и Y. В преобладающем большинстве известных карбонатитовых комплексов нефелиновые сиениты обеднены по сравнению с более ранними меланократовыми породами (якупирангитами, ийолит-мельтейгитами, мелилититами) TR, Zr, Nb и Ta.

Кроме того, нефелины из мельтейгитов и нефелиновых сиенитов оказались более натриевыми, чем в большинстве подобных щелочных породах [3].

Эти геохимические и другие (петрологические, минералогические) особенности Черниговского карбонатитового массива, отличающие его от большинства известных карбонатитовых комплексов, объясняются нами абиссальными условиями его формирования. Этот массив принадлежит к одному из наиболее глубокоэродированных [1, 6]. Абиссальные условия его формирования обусловили подобное распределение редких земель (Nb, Ta, Zr, Hf,TR, Y) между силикатными и карбонатитовыми дифференциатами, что согласуется с экспериментальными данными [9].

 

1.    Глевасский Е.Б.,  Кривдик С.Г. Докембрийский карбонатитовый комплекс Приазовья. Киев: Наук. Думка, 1981.- 228 с.

2.    Капустин Ю.Л., Лапицкий Э.М., Погребной В.Т. и др. Карбонатитовая зона Украинского щита // Сов. геолог. – 1977. №9. С. 80-92.

3.    Кононова В.А. Якупирангит-уртитовая серия щелочных прод. Москва: Наука, 1976. 214 с.

4.    Кривдик С.Г., Ткачук В.И. Петрология щелочных пород Украинского щита. – К.: Наукова думка, 1990. 408 с.

5.    Редкие элементы Украинского щита. К.: Наукова думка, 1986. 256 с.

6.    Рябчиков И.Д., Когарко Л.Н., Кривдик С.Г., Нтафлос Т. Условия формирования карбонатитов Черниговского массивах (Приазовье, Украина) // Геол. рудн. месторожд. 2008. т.50. №6. С. 483-493.

7.    Самойлов В.С. Геохимия карбонатитов. М.: Наука, 1984. – 193 с.

8.    Шраменко И.Ф., Стадник В.А., Осадчий В.К. Геохимия карбонатитов Украинского щита / Киев: Наукова думка, 1992. – 214 с.

9.    Bell K. Carbonatites – Genesis and Evolution. Boston, Mass, Unwin Hyman Ltd., 618 p.