2010

News Registration Abstracts Accommodation Excursions Deadlines Organizing committee
First circular Participants Abstract submission Travel Program Seminar History Contact us
Новости
Первый циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Геохимическая зональность рудного тела Кия-Шалтырского месторождения

(Кузнецкий Aлатау)

Сазонов А.М., Вульф М.В., Леонтьев С.И.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

mvulf@sfu-kras.ru

 

По геологическим и геохимическим признакам выявлены скрытая протополосчатость уртитового тела, линзы и жилы сульфидов в уртитах, что объясняется дифференциацией и ликвационной природой расслоения магмы на силикатную и сульфидную составляющие. Выводы об элементах протополосчатости нашли своё выражение в цифровом виде, подтверждены результатами проведённого геохимического моделирования, определены числом и мерой, что открывает новые возможности для научного анализа и прогноза.

 

Изучение геохимической зональности Кия-Шалтырского месторождения выполнено по данным о химическом составе руд. База данных включает около 100 тысяч проб (горизонты с I по XX) и характеризует рудное тело уртитов от поверхности до глубины 150 – 200 м, расстояние между пробами в горизонтальном сечении 5 – 7 м и более, между горизонтальными сечениями – 10 метров.

Фактический материал – это данные о качестве нефелиновой руды, полученные в процессе эксплуатации месторождения. Качество руды определяется силикатным анализом по содержанию 9-ти компонентов: Al2O3, Na2O, К2О, SiO2, Fe2O3, СаО, SO3 , MgO и ппп (потери при прокаливании). Главные компонент руды – глинозем и по его содержанию выделяют три сорта руд: высокоглиноземистые (более 28 %), рядовые (28 - 26,5 %) и низкоглиноземистые (26,5 – 24 %).

Исходная база данных обработана методами математической статистики, результаты представлены на графиках распределения основных компонентов руды по глубине (рис. 1).

Рис. 1 Распределение компонентов руды по глубине

Анализ графиков свидетельствует о ритмичном распределении элементов и подтверждает существование элементов расслоенности, выделенных методами многомерного регрессионного моделирования и вейвлет-преобразования геохимических данных об уртитовом теле.

На графиках можно выделить циклы разного уровня и масштаба от 20-30 до 50-60 и 120-130 метров. Некоторые элементы имеют похожие тенденции и по результатам корреляционного анализа они объединены в две группы: 1) Al2O3, Na2O, К2О и SiO2; 2) Fe2O3, СаО, SO3, MgO и ппп. Элементы первой группы (глиноземистой) входят в состав главного рудного минерала нефелина и связаны с богатыми рудами. Элементы второй группы (железистой) входят в состав титанавгита, сульфидов и карбонатов и связаны с бедными рудами. По этим группам элементов рассчитаны комплексные показатели и построены графики (рис. 2). Комплексный показатель рассчитан по формуле: ,

где - комплексный показатель, - содержание j-го элемента в i-той точке, - среднее арифметическое содержание j-го элемента, - среднеквадратическое отклонение j-го элемента, m – число комплексированных элементов.

Рис. 2 Глиноземистый и железистый комплексные показатели

 

Геохимическая модель месторождения показывает периодичность распределения главных компонентов руд в вертикальном сечении. Общие тенденции заключаются в ритмичной смене максимумов суммарных концентраций по железистой ассоциации (Fe2O3, СаО, SO3, MgO) и глиноземистой ассоциации (Al2O3, Na2O, К2О, SiO2). В целом концентрация глиноземистых компонентов снижается по глубине рудного тела (от 930 до 780 горизонта), а железистых – увеличивается. Границы ритмов можно выделить на отметках 790-800, 850-860 и 920-930 м.

Геологический смысл ритмичной смены глиноземистых и железистых ассоциаций элементов связан с процессами дифференциации. Признаки дифференциации проявлены неоднократно на всех уровнях геологического строения изучаемого объекта.

Во-первых, дифференциация в глубинных магматических резервуарах, в результате которой сформировалась щелочно-базальтовая магма и щелочные интрузии Кузнецкого Алатау.

Во-вторых внутриочаговая дифференциация сформировала Кия-Шалтырский массив из ряда интрузий единой магматической серии: мезократовое габбро – лейкократовое габбро – уртиты – дайки ийолитов и нефелиновых сиенитов - жилы и линзы сульфидов.

В третьих, тело уртитов имеет зональное строение, как по глубине, так и по простиранию и вкрест простирания. Эта ритмичность показана ранее на графиках (см. рис. 1 и 2).

В четвертых, дифференциация широко проявляется в минералах: агпаитовая текстура уртитов, каплевидные вкрапления сульфидов в уртитах и структуры распада твердого раствора в рудных минералах (магнетит – ильменит, пирротин – пентландит).

Высокое содержание летучих компонентов в магме (серы, углеводородов, углекислоты, фтора, хлора и воды) способствовали более полному протеканию процессов дифференциации и формированию агпаитовой структуры уртитов. Рассчитана средняя величина коэффициента агпаитности по горизонтам рудного тела равная 0,78, которая плавно увеличивается с глубиной.

По величине коэффициента агпаитности кия-шалтырские уртиты относятся к миаскитовым нефелиновым сиенитам (Na2O+K2O/Al2O3≤1). В таких породах пироксены должны быть идиомофнее нефелина. В данном случае это правило нарушается: нефелин идиомрфнее пироксена, т.е. порядок кристаллизации породообразующих минералов соответствует агпаитовым породам, в которых коэффициент агпаитности больше единицы (Na2O+K2O/Al2O3>1). Такое возможно только при повышенных (до 3 %) содержаниях летучих компонентов, которые определяются в руде как потери при прокаливании (ппп). Под влиянием летучих компонентов резко изменяется очень важная характеристика силикатных расплавов – вязкость.

В уртитах Кия-Шалтырского месторождения от 1 – 3 до 10 % летучих компонентов, которые могут служить катализаторами процессов дифференциации и обеспечить возможность кристаллизации агпаитовых магм за счет увеличения интервала кристаллизации, понижения вязкости и более полного протекания дифференциации.

Кроме того, каплевидные вкрапления сульфидов, преимущественно пирротина, в количестве 1-3 % наблюдаются во всем объеме тела уртитов глубже горизонта 920 – 930 м, а иногда образуют линзы и жилы сульфидов с массивной и густовкрапленной текстурой.

Таким образом, процессы дифференциации и ликвации отчетливо проявилась при формировании Кия-Шалтырского массива и рудного тела уртитов. Основными катализаторами жидкостного расслоения магматического расплава были флюиды, несущие значительное количество легко растворимых в них металлов.