2012

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

Новые данные о щелочно-ультраосновном вулканизме в кимберлитовой провинции Лунда (Ангола)

Подвысоцкий В.Т., Остафийчук Н.Н.

Государственный технологический университет, Житомир, Украина

vt_podvysotski@mail.ru

 

Кимберлитовая провинция Лунда, где сосредоточены основные алмазные ресурсы Республики Ангола, расположена в северо-восточной части страны. Здесь выявлено более 70 кимберлитовых тел, которые образуют четыре кимберлитовые поля; информация об этом с характеристикой особенностей кимберлитопроявлений и описанием пород приведена в ряде литературных источников (Маккенда, 1989; Носыко, Ротман, 2003 и др.). Данных о присутствии в данном регионе других типов пород щелочно-ультраосновного или щелочно-основного ряда диатремовой фации мы не встречали.

Нами впервые проведено полевое и лабораторно-аналитическое изучение трубочных тел пикритовых порфиритов и щелочных базальтоидов, которые были выявлены при заверке аэромагнитных аномалий трубочного типа в 2007 году компанией ATS BHP Billiton. Лицензионная площадь работ расположена между известными кимберлитовыми полями Катока и Камутуе. Одно тело пикритовых порфиритов разбурено до глубины 120 метров и вначале визуально породы были определены как кимберлиты. Однако, как выяснилось вскоре, полное отсутствие минералов-спутников алмазов, глубинных мантийных включений, флогопита и другие признаки позволили определить их как пикритовые порфириты по аналогии с таковыми севера Якутской алмазоносной провинции. Это темные плотные очень крепкие породы афировой и мелкопорфировой структуры с незначительным содержанием ксенолитов гранито-гнейсов. Оливин и псевдоморфозы по нему идиоморфны, овальные вкрапленники 1-й генерации, характерные для кимберлитов, практически отсутствуют. Результаты химических анализов показывают  отличие этих пород от кимберлитов по содержаниям оксидов калия, магния и некоторым петрохимическим соотношениям.

Как отмечается во многих литературных источниках, на древних платформах и щитах, по крайней мере в Якутской алмазоносной провинции, среди кимберлитов и родственных им пород выделяется несколько фаций пород по глубинам формирования расплавов в мантии: алмаз-пироповая, пироповая и пикритовая.  Все они в форме трубок присутствуют в пределах алмазоносных районов. Промышленные месторождения алмазов связаны только с кимберлитами алмаз-пироповой фации глубинности, в кимберлитах пироповой фации алмазы, как и пиропы алмазной ассоциации, очень редки. К пикритовой фации глубинности  относятся пикритовые порфириты, в которых пиропы отсутствуют, но заметную роль играют  пироксены.

К относительно наименее глубинной фации - щелочно-полевошпатовой, относятся субщелочные базальты. Такие породы вскрыты на шести аномалиях трубочного типа, разбурены до глубин 50-75 метров. Они, также как и пикриты, впервые для данного региона описаны и изучены. Породы характеризуются буровато-коричневой окраской за счет высоких содержаний калиевого полевого шпата-микроклина, частично в результате окисления магнетита. Структура нередко микропорфировая, текстура брекчиевая, такситовая и массивная. В основной массе, кроме полевых шпатов, присутствуют псевдоморфозы по идиоморфному оливину, пироксены, а также пылеватый магнетит, который видимо и обусловил повышенную магнитность пород и появление аномалии. В отдельных интервалах отмечаются крупные ксенолиты гранитов. Характерным для описываемых пород является их интенсивное гидротермально-метасоматическое преобразование, степень проявления которого с глубиной уменьшается. Послемагматическая  переработка  пород выражается как в развитии вторичной серпентин-карбонатной и тальк-хлоритовой минерализации по хаотично расположенным зонам породы, так и в образовании гидротермальных прожилков, сложенных  серпентином, кальцитом тальком и хлоритом в тех или иных сочетаниях и в форме агрегатов. Особенно высокая интенсивность метасоматической, особенно прожилковой гидротермальной, проработки отмечается в верхних частях разрезов, до глубин 20-25 метров, в результате чего нередко образовывались псевдобрекчиевые текстуры породы. Хотя петрогеохимические характеристики описываемых пород значительно искажены, однако  некоторые особенности первичного состава пород просматриваются. По основным петрохимическим параметрам - соотношению щелочей и кремнезема, коэффициентам магнезиальности и железистости и т.д. - описываемые базальтоиды относятся к калиевым относительно высокомагнезиальным и высокотитанистым разновидностям, то есть к производным щелочной оливин-базальтовой серии. Наличие порфировых выделений калишпата позволяют, видимо, отнести породы из некоторых тел базальтоидов к трахибазальтам.   О залегании рассматриваемых пород в виде трубок могут свидетельствовать, прежде всего, как характер аномалий (локальные изометричные), брекчиевые текстуры,  так и интенсивное развитие гидротермально-метасоматической минерализации, что характерно как для базитовых, так и кимберлитовых диатрем. Наиболее интенсивное проявление гидротермально-метасоматических процессов в верхних частях диатрем объясняется  более высокой флюидонасыщенностью верхних, головных уровней магматических колонн. Возраст внедрения пикритов и щелочных базальтоидов однозначно не определяется, так как в изученных телах они перекрываются только четвертичными отложениями мощностью до 10-15 метров. Судя по их в целом относительно кайнотипному облику, по керну из более глубоких уровней скважин, они вряд ли древнее кимберлитов провинции Лунда, возраст которых, как известно, раннемеловой.

Работами по заверке аэромагнитных аномалий в этот же период выявлена также первая для данной площади кимберлитовая трубка, которая  разбурена скважиной до глубины 220 м. Породы представлены преимущественно одной разновидностью - среднеобломочной кимберлитовой брекчией. Автолитовые образования в брекчии отсутствуют. Обломочный материал представлен ксенолитами вмещающих пород фундамента. Родственные включения в брекчии однотипные, это, главным образом, мантийные лерцолиты с сохранившимися реликтами, нередко с почти незамещенными, зернами хромдиопсида, диопсида, пиропа и флогопита. Очень характерным для описываемых кимберлитов является необычно высокие содержания минералов-спутников алмаза. Пиропы различных цветовых разновидностей, нередко в келифитовых тонких каймах, пикроильменит монолитного и агрегатного строения. Содержания флогопита от умеренных до несколько повышенных. Оливин и серпентиновые псевдоморфозы по нему преимущественно округло-овальной формы. Гидротермальная прожилковая минерализация развита в кимберлитах очень слабо.  

Как следует из литературных источников в алмазоносных районах Якутии среди базитовых пород, залегающих в земной коре в форме трубок рядом с кимберлитовыми диатремами, лишь незначительная их часть относится к толеитовым разностям, основное их количество принадлежит к субщелочному ряду. Признаки повышенной щелочности изученных нами пород свидетельствуют о повышенной глубине зарождения их расплавов в мантии и, следовательно, они приурочены, скорее всего, к тем же блокам литосферы и тем же тектоническим структурам, что и кимберлиты данного региона.

 

Литература:

Маккенда А. Геология месторождений алмазов северо-востока Анголы: Автореф. дисс. канд. геол.-мин. наук. М., 1989.  19с.

Носыко С.Ф., Ротман А.Я. Специфика кимберлитовых проявлений и перспективы алмазоносности северо-востока Анголы. Проблемы прогнозирования, поисков и изучения месторождений полезных ископаемых на пороге ХХ1в. Воронеж, 2003. С.102-108.