2012

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

Геохимическая специфика базитов древних палеорифтов Сибирской платформы

 Копылова А.Г., Томшин М.Д.

Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Якутск, Россия; kopylova@diamond.ysn.ru

 

            Восточная периферия Сибирской платформы в среднепалеозойское время отличалась активной магматической деятельностью, связанной с заложением в раннем девоне серии палеорифтовых систем. Наиболее крупными из них являются Вилюйское и  Оленекское ответвления Предверхоянского палеорифта. Вдоль северо-западного борта Вилюйского палеорифта формировался Вилюйско-Мархинский дайковый пояс (ВМДП), протяженностью 700 км и шириной от 30 на юге до 150 км  в северной части. На юго-западном борту и в центриклинальном замыкании Оленекского палеорифта   рои базитовых даек объединены в Молодинский дайковый пояс (МДП), протяженность которого около 300 км, ширина 180 км.  Магматическая деятельность в пределах рифтовых зон была продолжительной, а геодинамическая обстановка ее сопровождающая – неоднородной. Режим растяжения неоднократно менялся на режим сжатия и обратно. В центральных частях дайковых поясов в режиме преобладающего растяжения доминируют базиты, выполненные плагиоклаз-пироксен-оливиновой минеральной ассоциацией с незначительным (> 3 %) содержанием фенокристаллов в породах краевых зон. Петрохимические и геохимические данные показывают близость вещественного состава типичных базитов ВМДП и МДП (таблица).  Индекс магнезиальности в них Mg# 40-44, содержание титана варьирует в пределах  2 - 3 % TiO2. Близки они по величине содержаний микроэлементов, по сумме REE (136,6 и 133,4 соответственно), отношению La/Ybn  (4,8 и 4,7) и другим индикаторным отношениям.  Отсутствие Ta-Nb минимума на мультидиаграммах, относительно высокие значения Nb/Nb* (1,24 и 1,01) исключают заметное влияние материала коры на состав исходных для них расплавов (рис.). Во внешней зоне дайковых поясов на удалении 20-70 км от их осевых частей в областях, где доминирует режим компенсационного сжатия, формируются немногочисленные рои даек с признаками задержки и интенсивной кристаллизации расплава в докамерной обстановке. Этот процесс сопровождается появлением значительных количеств протофаз. В периферических расколах Молодинского роя располагаются дайки лейкократовых субщелочных габбро-долеритов с содержанием до 30% протофаз плагиоклаза, со шлирами плагиоклазитов. В этих условиях происходит накопление комплекса наиболее подвижных элементов – щелочей, H2O, всех несовместимых элементов, но более всего  мобильных крупноионных литофильных элементов – Rb, Ba, Sr, Pb.

 

Условные обозначения. ВМДП: 1 – типичные долериты; 2 –  плагиодолериты Чимидикянского роя даек, 3 – долериты даек с горизонтом анортозитовых габбро-долеритов; дифференциаты Нюрбинской дайки: 4  –  мелкозернистые долериты краевых зон, 5 – кварцевые габбро-долериты, 6 – монцонит-порфиры; МДП: 7  – типичные долериты, 8 – плагиодолериты и лейкократовые габбро-долериты, 9 – околотрубочные долериты

 

В ВМДП примером интрузивов, сформированных из расплава, кристаллизовавшегося в условиях сжатия в рамповой структуре рифта, служит Чимидикянский рой кулисообразных даек плагиодолеритов, расположенный на северном фланге пояса. Плагиодолериты роя отличаются от всех остальных базитов ВМДП высоким содержанием плагиоклаза An60-50 (до 60-70 %), окисно-рудных минералов (до 7-8 %), в интерстициях кварц-полевошпатовый агрегат, апатит и сфена. Отсутствие в магматитах  Чимидикянского роя оливина допускает отсадку его фенокристаллов, о чем свидетельствует более низкое содержание в них Mg, Fe, Ni, Co, Cr. В то же время в плагиодолеритах значительно выше содержание целого комплекса элементов как породообразующих (Ti, K, P), так и примесных (Rb, Ba, Th, U, LREE, Zr, Nb, Hf). Сумма REE (254,17) возрастает в основном за счет легких редкоземельных. Высокое отношение La/Ybn = 11,2, скорее всего, объясняется активным накоплением LREE в объеме плагиоклаза, необычно большом для базитов. Низкая основность протоплагиоклаза в лейкократовых габбро-долеритах и плагиодолеритах, отсутствие в них ранних высокотемпературных и высокобарических Fe-Mg-минералов свидетельствует о том, что кристаллизация расплава началась в малоглубинной обстановке в магмоподводящем канале, либо в промежуточной камере.

               Среди секущих интрузий ВМДП есть группа тел с обособлениями  анортозитовых габбро-долеритов. Они сформированы расплавом с анортозитовой тенденцией дифференциации, реализующейся в обстановке глубинного промежуточного очага [Олейников, Томшин,1976]. Среди ранних минералов в них установлены битовнит, хризолит, хромшпинель, пироп, муассанит. Расплав начал эволюционировать на глубине 35-40 км от палеоповерхности в промежуточном очаге и как показали результаты гомогенизации расплавных включений в битовните при температуре1450-1300°C. Анализ распределения микроэлементов в породах содержащих протофазы основного плагиоклаза  показал, что глубина становления не изменяет направленности дифференциации расплава. Относительно типичных базитов повышается сумма редких земель (∑=187,76) и отношение La/Ybn=6,36. Не так активно как в плагиодолеритах накапливаются LILE и HFSE. Отличительной чертой анортозитовых габбро-долеритов является увеличение в 2-3 раза содержания стронция, положительная аномалия европия (Eu/Eu*=1,11), что связано с фракционированием высокотемпературных высококальциевых плагиоклазов.

               В ВМДП  двухфазная Нюрбинская дайка, интрудирующая кимберлиты одноименной трубки, – с одной стороны, это околотрубочный  интрузив, в долеритах краевых зон которой содержится > 4 % TiO2, с другой – яркий пример проявления монцоитоидной тенденции дифференциации базитового расплава [Олейников и др.,1984]. Мелкозернистые породы краевых зон дайки сменяются кварцевыми габбро-долеритами, а центральная её часть выполнена монцонит-порфирами. Низкие значения Mg# = 36, пониженные содержания Ni, Co, Cr и повышенные несовместимых элементов  в породах краевых зон свидетельствуют о фракционировании расплава ещё до подъема в камеру. Во внутрикамерных условиях происходило дальнейшее разделение расплава с постепенным образованием дифференциатов все более богатых SiO2, щелочами, несовместимыми элементами (табл.). Резкое увеличение кремнекислотности (на более 5,5 %) и почти вдвое калия,  при переходе от кварцевых габбро-долеритов к монцонит-порфирам невозможно объяснить только процессами внутрикамерной дифференциации. Это связано с эволюцией и длительным взаимодействием базальтового расплава и вещества флюида, богатого калием, летучими компонентами в малоглубинном (15-20 км от палеоповерхности) промежуточном очаге при P=5-8 кбар. Повторное раскрытие магмопроводника обусловило разрыв сплошности ранее уже частично раскристаллизованной дайки габбро-долеритов.  Монцоитоидный расплав в виде второй фазы внедрился в её центральную часть, образуя четкие контакты без зон закалки, и в нескольких километрах от дайки  сформировал самостоятельное тело, сложенное монцонит-порфирами. По вещественному составу монцонит-порфиры резко отличаются от всех базитов ВМДП. Это мелкозернистые пористые порфирового облика породы, вкрапленники в которых представлены плагиоклазом (An50-44), основная масса породы – агрегат кварца, ортоклаза, с призмами роговой обманки, кристаллами апатита и титаномагнетита.   В монцонит-порфирах установлены максимальные содержания Rb, Th, U, всех элементов циркониевой группы – Nb, Ta, Hf, Y и REE (∑=611,6), отношение (La/Yb)n увеличивается до значений 9,8. По сравнению с остальными дифференциатами дайки они имеют относительно пониженные содержания Sr и максимальную отрицательную аномалию европия  (Eu/Eu*=0,65). В МДП высокотитанистые околотрубочные дайки, также как и Нюрбинская дайка, сформированы из расплава, прошедшего стадию дифференцации до поступления  в современную камеру. Об этом можно судить по низкому значению  Mg# = 34 и высоким содержаниям несовместимых элементов. Отношение (La/Yb)n=5,95 в околотрубочных базитах МДП немного выше, чем в доминирующей группе    пород пояса.  Среди этих даек есть и двухфазные. Расплав поступал по генеральным разломам МДП почти без изменения состава и двухфазность в данном случае связана, по-видимому,  с кратковременным закрытием системы.

               В пределах даечных поясов палеорифтов выделяются  несколько групп базитов, отличающихся по своему вещественному составу. Наиболее распространены базиты, становление которых происходило в режиме растяжения – магма после ухода из зоны магмообразования не испытала заметных преобразований. Это типичные базиты среднепалеозойских палеорифтов восточной части Сибирской платформы. Формирование   группы  лейкократовых габбро-долеритов и плагиодолеритов происходило в условиях  смены режима растяжения на режим  сжатия в периферийных зонах дайковых поясов. Такие магматиты отражают проявление латеральной зональности в пределах мощных дайковых поясов. Отдельную группу составляют тела магматитов, в веществе которых фиксируется длительное фракционирование расплава в докамерной глубинной обстановке. В результате длительного закрытия системы в глубинных очагах реализуются анортозитовый или монцоитоидный тип дифференциации магмы. И отдельную группу составляют дайки высокотитанистых базитов, группирующихся вблизи кимберлитовых трубок.

 

       Литература:

Олейников Б.В., Томшин М.Д. Глубинная дифференциация магмы платформенных базитов // Докл. АН СССР. 1976. Т.231. № 1. С.177-180

      Олейников Б.В., Томшин М.Д., Королева О.В. и др. Глубинная эволюция субщелочной толеит-базальтовой магмы в режиме палеорифтогенеза (на примере Чаро-Синской зоны). Препринт.  – Якутск. Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1984. 32 с.