2012

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

Зональное распределение редких элементов в гранатах

из деформированных лерцолитов из трубки Удачная (Якутия)

Калашникова Т. В. *, Соловьева Л. В. **, Костровицкий С. И.*

* – Институт геохимии им. А. П. Виноградова СО РАН, Иркутск, Россия Kalashnikova@igc.irk.ru

** – Институт Земной коры СО РАН, Иркутск, Россия Solv777@crust.irk.ru

 

Развитие среднепалеозойского кимберлитового магматизма на Сибирской платформе связывается с Якутским плюмом [Ernst and Buchan, 1997; Соловьева и др., 2008]. Под литосферой Сибирского кратона в этот период развиваются очаги базитовых расплавов. Расплавы просачиваются через вещество верхней части астеносферного слоя и нижних слоев литосферы, производя метасоматические изменения на границе литосфера-астеносфера. В процессе эволюции расплава происходит обмен редкими элементами между матрицей и расплавом. В результате формируются серии низкохромистых мегакристов и деформированные перидотиты – своеобразные мантийные бластомилониты [Соловьева и др., 2008].

Среди деформированных перидотитов можно выделить два петрографических типа – крупно-порфирокластовые и мелко-порфирокластовые. Нами было исследовано распределение несовместимых редких элементов в зернах граната из двух образцов деформированных лерцолитов, принадлежащих к этим разным типам.

Особенности распределения нормированных к хондриту концентраций редких элементов в двух зернах граната из крупно-порфирокластового Grt-лерцолита 00-69 (рис. 1а, б) показаны на графике. В точках центральной части обоих зерен тип кривых отвечает нормальному распределению редких земель с последовательным увеличением нормированных содержаний от La к Yb. Для всего ряда элементов, в целом, отмечается подобие линиям граната из  низко-хромистых мегакристов и крупно-порфиробластовых Grt лерцолитов из трубки Удачная [Соловьева и др., 2008]. На линиях отчетливо выделяются минимумы для Sr и La и максимумы для Ta и Hf. Вблизи келифитовых кайм на расплавных включениях отмечается не очень значительное увеличение нормированных концентраций в ряду от La до Gd и для  Ba, U, Ta (линия 3 – рис. 1а, линия Р1 – рис 1б). На границе с келифитовой каймой на зернах граната (линия 4 – рис. 1а и линии Р5, Р6 – рис. 1б)  возрастают нормированные концентрации элементов в последовательности La - Er, с максимальными возрастаниями для элементов от Zr до Y. На этих линиях резко выражены максимум для Zr и Hf и максимум Ti и заметно существенное выполаживание линий от Gd и Yb.

В зерне из мелко-порфиробластового Grt лерцолита 4-06 распределение несовместимых редких элементов принципиально иное (рис. 1в). В центральной части зерна (линии 1, 2, 2а) для редких земель отмечается синусоидальная форма кривых, обычная для низкотемпературных зернистых перидотитов, представляющих литосферную мантию [Соловьева и др., 2008]. На этих линиях проявлены четкие минимумы для Ba, Sr, Zr и Hf Dy  и Y и максимум для U. В самом центре зерна (линия 1 – рис. 1в) Ti показывает слабый минимум, сменяющийся по направлению к келифитовой кайме (линии 2, 2а) заметным максимумом. Далее по направлению к краю зерна происходит последовательный сдвиг линий вверх для большей части элементов. Линия на самом краю с келифитом (4) близка линии келифитовой каймы (5). На двух последних линиях проявлены резкие максимумы Ba, Ta, Zr и Hf, Ti, минимум Th и сглаживание максимума U. В центральной части зерна Grt 4-06 распределение несовместимых редких элементов подобно распределению в центральных частях зерен Grt из мелко-порфирокластовых деформированных перидотитов и из низкотемпературных зернистых перидотитов в трубке Удачная. По направлению к краю зерна параллельно с изменением содержаний главных оксидов тип распределения несовместимых редких элементов становится подобным таковому в гранате крупно-порфиробластовых Grt-лерцолитов.

Таким образом, в крупно-порфирокластовом типе наблюдается практически нормальное распределение редкоземельных элементов с разным уровнем содержаний в различных зонах. Зональность распределения указывает на неравновесность процесса кристаллизации, и на то, что он происходил незадолго перед захватом ксенолита кимберлитовым расплавом. В мелко-порфирокластовом Grt лерцолите 4-06 центральная часть зерна Grt сохранила распределение большинства редких элементов, соответствующее распределению в гранатах из низкотемпературных зернистых Grt лерцолитов литосферной зоны мантии.

Можно предположить, что крупно-порфирокластовый лерцолит представляет вещество астеносферы, а мелко-порфирокластовый является частью литосферного вещества, попавшего в зону просачивания астеносферных расплавов. Такое распределение можно объяснить тем, что поднявшийся к подошве литосферы Сибирского кратона термохимический плюм производил механическую и химическую эрозию литосферной плиты и вовлекал ее вещество в виде пластин и ксенолитов в конвектирующую пластичную астеносферу.

Устанавливаются различия в распределении редких элементов между гранатом и клинопироксеном в различных зонах этих  минералов в исследованных образцах. Это может свидетельствовать о нахождении ксенолитов в разных очагах астеносферных расплавов.

 

Рис. 1. Изображение зерен граната в обратно-рассеянных электронах (слева).

а) Образец 00-69 - часть более крупного зерна Grt, в центре которого находится включение овального зерна клинопироксена.

б) Образец 00-69 – часть другого зерна граната с бывшими расплавными включениями.

в) Образец 4-06 – часть зерна граната.

Справа спайдер-диаграммы нормированных по хондриту [McDonough and Sun, 1995] концентраций редких элементов в зернах граната (обр. 00-69 и 4-06). Обозначения графиков и номера линий соответствуют точкам анализов на фото слева.

 

В целом рассмотренные особенности поведения несовместимых редких элементов в зональных зернах гранатах не противоречат модели просачивания расплавов с их одновременной кристаллизацией (“percolative fractional crystallization”- [Harte et al., 1993]). Можно предположить, что в ксенолите 4-06 изменение состава зерна Grt шло не за счет кристаллизации из расплава, а в результате диффузии элементов от границы уже существовавшего зерна с межзерновым расплавом.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ 07-05-00589-a.

Литература:

Соловьева Л. В., Владимиров Б. М., Днепровская Л. В. и др. В кн.: Кимберлиты и кимберлитоподобные породы: Вещество верхней мантии под древними платформами. -  Новосибирск: ВО Наука, 1994. – 256 с.

Соловьева Л.В., Лаврентьев Ю.Г., Егоров К.Н. и др. Генетическая связь деформированных перидотитов и мегакристов граната из кимберлитов с астеносферными расплавами. Геология и геофизика. 2008. Т. 49.  № 4. С. 281 – 301.

Ernst R.E., Buchan K.L. Giant radiating dyke swarms: Their use in indetifying pre-Mesozoic large igneous provinces and mantle plumes. In:  Large igneous provinces: continental, oceanic and planetary volcanism. Am. Geophys. Union. Monogr. 1997. Т. 100.  P. 297 – 333.

Harte B., Hunter R.H., Kinny P.D. Melt geometry, movement and crystallization, in relation to mantle dykes, veins and metasomatism. In: Philosophical Transaction of the Royal Society of London. Series A. 1993. V. 342. P. 1–21.

McDonough W.F., Sun S.-S. The composition of the Earth. Chem. Geol. - 1995. V. 120. - P. 223-253.