2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Минералого-геохимические аспекты сериальных различий позднемеловых и эоценовых вулканических комплексов Малого Кавказа и Талыша

 Мамедов М.Н., Бабаева Г.Д., Садыгов Н.М.

 * Институт геологии НАН Азербайджана, Баку, Азербайджан

 musamamedov@rambler.ru

 

В определении сериальных различий наряду с геолого-геодинамическими, петрологическими и др. особенностями вулканических комплексов, наибо­лее информативными критериями являются минералого-геохими­ческие факторы.

В процессе расплавления и становления исходных магматических расплавов вулканических комплексов непосредственными участниками являются минералы-индикаторы. Они же  в той или иной степени представляют собой носителем и концентратором конкретных микроэлементов. Структурно-оптические типы и парагенетические ассоциации минералов вулканических комплексов позволяют проследить направление эволюции и стадийность кристаллизации исходных расплавов. Характер поведения и форма нахождения микроэлементов в породообразующих минералах дают возможность анализировать потенциальную рудоносность первичных расплавов вулканических комплексов.

В этой связи анализ минералого-геохимических особенностей вулканических комплексов Малого Кавказа и Талыша приобретает важное научное и практическое значение.

В раннеколлизионном этапе развития Малого Кавказа и Талыша происходило окончательное закрытие океана Мезотетиса и стабилизация геодинамической обстановки (апт-маастрихт). В этот период в пределах Малого Кавказа, особенно в Аджаро-Триалетском, Борчалинском, Газахском, Агджакендском прогибах, проявился типично островодужный вулканизм. В составе этих вулканитов в различных количественных соотношениях участвуют высокоглиноземистые оливиновые долериты, базальты, андезибазальты, андезиты, дациты и риолиты.

Минеральные парагенезисы порфировых поколений долеритов и базальтов сложены оливином (Fo70-84), гиперстеном (En30-40), авгитом (Wo41-45Fs11-21) и плагиоклазом (Pl60-86).

Помимо того и в составе оливинового и пироксенового долеритов отмечаются единичные зерна хромшпинеля и хромистого магнетита. Они в большинстве случаев с оливином и пироксеном образуют взаимопрорастающие зерна, а в ряде случаев они в виде включений приурочены к названным минералам.

В составе оливин-пироксенового базальта участвуют ясно-ограненные зерна ульвошпинелевого титаномагнетита (Mgt45-52 Usp30-66).

В андезито-базальтах и андезитах упомянутый оливин из отмеченного парагенезиса полностью выпадает, а количество пироксенов и титаномагнетита заметно уменьшается.

Количество зональных плагиоклазов (An30-50) во вкрапленниках несколько возрастает. В небольшом количестве появляются удлиненно-призматические зерна роговой обманки и мелкие пластинки биотита. Здесь титаномагнетит сравнительно менее титанистый и по составу соответствует титаномагеммиту (Mt59-70Il10-15Hem4-10).

В дацитах и риолитах пироксен участвует в единичных зернах, плагиоклаз сохраняет свое зональное строение. Количество опацитизированной роговой обманки несколько увеличивается, появляются кварц и санидин.

В отмеченном эволюционном направлении содержание элементов группы железа (Ni, Co, Ti, V, Cr, Mn) уменьшается. Однако между долеритами и базальтами, базальтами и андезибазальтами и андезитами устанавливается дискретное поведение элементов группы железа, щелочноземельных и щелочных элементов.

На основании коррозионной границы между зонами зональных плагиоклазов и резкоизмененным поведением микроэлементов между петрографическими типами пород можно допустить, что в пределах рассматриваемых прогибов имели место разноуровенные серии промежуточных очагов.

В отличие от вышеописанного в Ходжвендском прогибе Малого Кавказа на рубеже сантонского века проявился щелочной тефрит-тешенитовый и трахибазальт-трахидолеритовый магматизм.

В данном прогибе петрографические типы пород стравнительно больше обогащены титаном, стронцием, барием, рубидием, ниобием, танталом и редкоземельными элементами.

Здесь хромшпинель в виде включений установлен в хризолитовом оливине в составе пикротешенитов и пикротефритов. Клинопироксен и титаномагнетит в достаточном количестве обогащен глиноземом.

Помимо того, в составе тешенит-тефритовой ассоциации участвуют баркевикит, керсутит, флогопит, биотит.

Щелочные полевые шпаты являются доминирующим минералом жильных тешенит-сиенитов, мончикитов и др.

Трахибазальт и трахидолерит заметно обогащены глиноземом, калием, титаном, барием и стронцием.

Трахибазальт-трахидолеритовая и тешенит-тефритовая ассоциации комагматичны, и являются продуктом плавления двуактового плавления единого метасоматического переобразования субщелочного пикритового субстрата.

В эоценовое время на Малом Кавказе и Талыше заложились не глубокие прогибы, такие как Талышский, Газахский, Шахдагский и Аджаро-Триалетский.

В Талышской зоне на раннем этапе формировался абсарокит-шошонит-латит и фонолитовая серия. В позднем этапе (поздний эоцен - ранний олигоцен) своего развития на поперечных поднятиях локализовались субщелочной пикрит-перидотитовая и сиенитовая ассоциации пород.

В Шахдагском, Газахском и Аджаро-Триалетском прогибах в среднеэоценовом этапе развития дифференциатов проявились известково-щелочные серии, а в позднеэоценовое время – субщелочные шошонит-латитовые, комендит-пантелеритовые ассоциации.

Из вышеприведенного описания видно, что сериальные различия позднемеловых и эоценовых вулканических комплексов обусловлены составом и долей плавления верхнемантийного субстрата, степенью проницаемости земной коры, окислительно - восстановительным условием кристаллизации.