2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Химизм биотитов из гранитоидов Украинского щита как индикатор их щелочности и диференцированности

Коновал Н.М., Крывдик С.Г.

*N.P. Semenenko Institute of geochemistry, mineralogy and ore formation NAS of Ukraine, Kyiv, Ukraine

nasa246@ukr.net, kryvdik@ukr.net

 

Биотит как фемический минерал присутствует практически во всех типах гранитоидов – от их наиболее глиноземистых до пересыщенных щелочами агпаитовых разновидностей, включая их ультраметаморфогенные анатектические (гранулитовая и амфиболитовая фация) и анорогенные комплексы. Чаще всего биотит является единственным фемичным минералом гранитоидов и в нем концентрируются, кроме железа и магния, значительная или основная часть таких элементов-примесей, как Ti, Nb, Ta, Sc, Sn.

Украинский щит (УЩ) характеризуется очень большим разнообразием гранитоидов. Большая часть их сформировалась в результате ультраметаморфизма и анатексиса в условиях амфиболитовой фации (тоналиты, трондьемиты, плагиограниты, биотитовые и биотит-амфиболовые K-Na-граниты), хотя гранитоиды гранулитовой фации (эндербиты и чарнокиты) также имеют существенное значение (в наиболее эродированных геоблоках УЩ они занимают 20-50% площади). В составе гранитоидов гранулитовой фации выделяются также т.н. интрузивные чарнокитоиды.

Меньшую площадь развития имеют анорогенные гранитоиды, однако они играют важную роль в металлогении УЩ. Эти анорогенные гранитоиды входят в состав анортозит-рапакивигранитных плутонов (Коростенский и Корсунь-Новомиргородский), габбро-сиенитовых (Южно-Кальчикский) или граносиенит-гранитных (Кальмиус-Еланчикский) массивы. Наиболее дифференцированные граниты принадлежат к щелочнополевошпатовым или щелочным (с эгирином и рибекитом) разновидностям.

Биотиты гранитоидов гранулитовой фации отличаются умеренным магнезиальностю (35-55%) и глиноземистостю (рис.1) при высоком содержании титана (до 5-6% TiO2) (Рис.2). Похоже на то, что в интрузивных чарнокитоидах биотиты становятся менее глиноземистыми при увеличении в них содержания железа, т.е. имеется некоторая аналогия этих чарнокитоидов со щелочными гранитами. Уменьшение глиноземистости в таких железистых биотитах происходит даже при наличии такого глиноземистого минерала, как существенно альмандиновый гранат.

Биотиты наиболее распространенных гранитов амфиболитовой фации характеризуются умеренной магнезиальностю (30-55%) и глиноземистостю, но несколько пониженной концентрацией титана (2-4% TiO2) (рис.2). Различаются граниты собственно амфиболитовой и переходной (высокая амфиболитовая) к гранулитовой фации. В биотитах последних несколько повышается содержание титана и, как будто бы, происходит понижение глиноземистости.

Наиболее разнообразными оказались биотиты из анорогенных гранитов. По мере диференцированности в них увеличивается количество щелочных полевых шпатов (относительно плагиоклаза) и возрастает содержание железа в биотите вплоть до образования крайне высокожелезистых разновидностей последних. При этом происходит такая эволюция химизма биотитов: в щелочных гранитах (пержанский тип) биотит становится очень низкоглиноземистым (аннит), а в некоторых щелочнополевошпатовых т.н. плюмазитовых гранитах (каменомогильский тип) биотит, наоборот, становится высокоглиноземистым (сидерофиллит) (рис.1). Интересно, что в биотитах щелочных гранитов с уменьшением глиноземистости происходит некоторое увеличение содержание титана (до 3,4% TiO2). Хотя, как известно, увеличение содержание титана в биотитах обычно обумовлено высокой температурой (как это характерно для биотитов чарнокитоидов). Очевидно, повышение щелочности среды минералообразования также способствуют вхождению титана в биотиты (и другие фемические минералы – Ti-авгит, керсутит, Ti-эгирин, Ti-рихтерит). Вероятно в низкоглиноземистых биотитах, в кристаллохимических формулах которых (Si+Al) < 4, титан занимает тетраэдрические позиции. Этим мы обьеснняем отсутствие обратной (тетраферобиотитовой) схемы абсорбции в таких низкоглиноземистых биотитах.

Дальнейшее развитие очагов, в которых формируются щелочнополевошпатовые и плюмазитовые граниты, приводит к кристализации литийсодержащих и литиевых слюд, как это имеет место в Пержанском, Екатериновском и Каменомогильном массивах. Повышение содержания лития происходит также в биотитах некоторых гранитов амфиболитовой фации метаморфизма. Предполагается, что с такими гранитами связаны литиеносные пегматиты со сподуменом и петалитом.

Следовательно, биотиты в гранитоидных системах (прежде всего анорогенного типа) на завершающих стадиях их эволюции обогащаются железом, отчасти титаном и разделяются на низкоглиноземистую (аннитовую) и высокоглиноземистую (сидерофилитовую) ветви.

 

Рис.1. Минальный состав слюд из гранитоидов УЩ.

 

Рис.2. Содержание TiO2 и MgO в слюдах из гранитоидов УЩ.

Граниты из которых анализировались биотиты: 1. – K-Na граниты кировоградского, житомирского, коростенского, анадольского, мокромосковского и токовского комплексов; 2. – плагиограниты сурского и обиточненского комплексов; 3. – чарнокиты и эндербиты гайворонского, бердичевского и токовского комплексов; 4. – интрузивные чарнокитоиды хлебодаровского, новоукраинского и букинского комплексов; 5. – щелочные граниты пержанского комплекса; 6. – субщелочные щелочно-полевошпатовые граниты  екатериновского и каменномогильского комплексов.