2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Распределение элементов-примесей в минералах агпаитовых сиенитов

и фонолитов Хибинского массива

Л.В.Арзамасцева,  А.А.Арзамасцев

Геологический институт КНЦ РАН, Апатиты

arzamas@geoksc.apatity.ru

 

Для оценки характера распределения микроэлементов в минералах из нефелиновых сиенитов Хибин, Малого Ковдора, а также дайковых фонолитах из этих массивов определены концентрации редкоземельных (REE), литофильных (LILE) и высокозарядных (HFSE) элементов в клинопироксене, амфиболе, биотите, полевом шпате, нефелине, апатите, титаните, эвдиалите, лампрофиллите и др. фазах. Данные получены методом микроанализа материала полированных шлифов (лазерная абляция c индуктивно-связанной плазмой на лазере Excimer Sopra SEL 510 в комбинации с масс спектрометром Perkin-Elmer Sciex ELAN 6000).

Клинопироксен. Среди клинопироксенов агпаитовых сиенитов выделены три генерации: ранняя генерация, представленная диопсидом состава Wo46En34Fs20, слагающая ядра кристаллов в К-нефелиновых сиенитах и уртитах. Краевые зоны кристаллов (II генерация) имеют более щелочной состав и отвечают по составу эгирин-авгитам с содержанием эгиринового компонента то 20 до 80%. В пегматоидных разновидностях пород присутствуют почти чистые эгирины III генерации. В агпаитовых нефелиновых сиенитах периферической зоны Хибинского массива состав зональных зерен клинопироксена варьирует от эгирин-авгита до эгирина в пределах Di7-26Aeg41-77Hed5-30. Как показали наши измерения, ранний клинопироксен уртитов и К-нефелиновых сиенитов наиболее обогащен Sr. С другой стороны, содержание этого элемента в поздних генерациях пироксена из пегматоидных разностей этих пород существенно ниже. Аналогичная картина распределения Sr имеет место в пироксене из хибинитов. Подобная закономерность наблюдается и в распределении V, Zr и Hf, причем концентрация в пироксене V в ряду К-нефелиновый сиенит - массивный уртит - пегматоидный уртит последовательно снижается. Выделения ранней генерации в К-нефелиновых сиенитах и уртитах характеризуются относительным обогащением легкими REE  ((La/Yb)N = 3.9 - 7.3). Вместе с тем, более щелочные разновидности пироксена в агпаитовых нефелиновых сиенитах, так же, как и поздние генерации, образующие каймы вокруг зерен раннемагматического эгирин-авгита в К-нефелиновых сиенитах, обеднены легкими и средними REE (La/Yb)N = 0.8 - 1.4). Сопоставление данных по распределению REE в пироксенах массивных уртитов и ассоциирующихся с ними пегматоидов показывает ту же тенденцию - в поздней генерации минерала наблюдается резкое снижение содержания всех REE за исключением Yb и Lu.

В фонолитах и тингуаитах центральные части фенокристаллов представлены эгирин-диопсидом, в котором содержание акмитового минала достигает 23 мол. %. Эта разновидность характеризуется более высоким по сравнением с клинопироксеном меланефелинитов содержанием Zr, Hf, Sr, Y. Микролиты, а также края фенокристов представлены разновидностями, содержащими более высокое содержание акмитового минала (Aeg28-32Di49-56Hd16-20). Характер распределения REE в пироксенах ядер и краев различен, на что указывают значения отношения (La/Yb)N: в отличие от ядер, которые значительно обогащены легкими REE (La/Yb)N = 9.9-14.3, в микролитах базиса и краев фенокристов отношение (La/Yb)N не превышает значения 3.1. Графики распределения REE в микролитах имеют S-образную форму, характерную для клинопироксенов щелочных плутонических серий Хибинского массива.

Амфиболы. В породах Хибин амфибол представлен двумя генерациями. Согласно петрографическим наблюдениям,  ранняя генерация - Na-Ca амфибол (рихтерит) формировалась после кристаллизации эгирин-диопсида и частично или полностью замещала последний. Поздняя генерация амфибола - арфведсонит присутствует в основной массе нефелиновых сиенитов и фоидолитов, а также в пегматоидах. Развивается как по клинопироксену, так и замещает ранний Na-Ca амфибол. Прослеживается близость геохимических черт амфиболов I генерации и клинопироксенов ийолитов: распределения REE диопсида и рихтерита сходны, однако валовое содержание REE в последнем существенно ниже. С другой стороны, амфибол II генерации (арфведсонит) обнаруживает геохимическое сходство с поздними эгиринами, для которых характерно резкое снижение содержания всех REE за исключением Yb и Lu.

Нефелин и содалит.  Как нефелин, так и содалит характеризуются предельно низкими концентрациями большинства элементов-примесей, доля которых не превышает 5 ppm. Концентрации REE в нефелинах в целом более высокие, чем в сосуществующих полевых шпатах. Значения параметра (La/Yb)N варьируют в пределах 45.6 - 104.9.  Концентрации Sr, Ba, Ga, и Rb превышают 15 ppm. KD для нефелина из фонолитов варьируют в пределах 0.03 для легких и 0.28 для тяжелых REE. В содалите, часто сосуществующем с нефелином и частично его корродирующим, наблюдается аналогичное распределение микроэлементов. Незакономерные повышенные содержания REE, Y, Ba, Sr в отдельных точках связаны, по-видимому, с присутствием микроскопически неразличимых включений клинопироксена и апатита. О наличии последнего свидетельствует положительная корреляция контрольных замеров P2O5 в точках анализа с содержаниями REE и Y.

K-Na полевой шпат в агпаитовых нефелиновых сиенитах периферической зоны массива (хибинитах) представлен K-Na пертитом состава Or50-45Ab50-55, в K-нефелиновых сиенитах, массивных уртитах  - ортоклазом с незначительной примесью альбитовой составляющей (Or99-85Ab1-15), в пегматоидных разностях уртитов - микроклином. Анализ гомогенных участков полевого шпата хибинитов показал его относительную обогащенность Sr, Rb и Ba по сравнению с калиевыми полевыми шпатами К-нефелиновых сиенитов. Поздний микроклин пегматоидных разновидностей уртитов характеризуется наиболее высокими содержаниями Ba, а также присутствием Cr, что, по-видимому, связано с его изоморфным вхождением в кристаллическую решетку наряду с Fe3+. На графиках распределения REE полевой шпат агпаитовых нефелиновых сиенитов (хибинитов) характеризуется более высокими содержаниями всех редкоземельных элементов относительно остальных разновидностей и слабо выраженной положительной Eu аномалией (Eu/Eu* = 1.30). Кривые распределения REE для ортоклаза из массивных уртитов и К-нефелиновых сиенитов подобны ((La/Yb)N = 7.3 - 11.7), однако в последних наблюдаются более низкие концентрации REE. Поздний Ba-содержащий микроклин из пегматоидных разностей уртитов имеет более низкие валовые содержания REE по сравнению с первичным ортоклазом уртитов и резко выраженную положительную Eu аномалию (Eu/Eu* = 6.3 - 51.1). В фонолитах кольских даек полевой шпат представлен преимущественно ортоклазом состава Or92Ab7An1. На фоне предельно низких содержаний всех микроэлементов следует отметить повышенные концентрации Ga, Rb, Sr, Be и Ba,  доля которых лишь в отдельных точках превышает 10 ppm. Незакономерные "всплески" содержаний прочих элементов связаны, по-видимому, с присутствием микроскопически неразличимых включений других фаз. Концентрации остальных микроэлементов, включая REE, находятся на пределе чувствительности метода.

Эвдиалит. Полученные данные свидетельствуют о широких вариациях содержаний Hf, Zr, U, Th, Sr, Ba как в  хибинских, так и ловозерских эвдиалитах. Следует отметить, что концентрации указанных элементов в эвдиалите, образованном на магматической стадии формирования ийолитов и агпаитовых сиенитов, существенно выше по сравнению с поздним эвдиалитом из их пегматоидных разновидностей. Отношение Zr/Hf в эвдиалите из ийолитов составляет 15.0 - 15.6, в хибинитах - 13.3 - 20.1, а в пегматоидах Zr/Hf = 21.9 - 30.7 что связано с понижением содержания Hf. Валовое содержание REE и Y в эвдиалите пегматоидов по сравнению с хибинитами повышено, причем распределение REE в ранних и поздних генерациях подобны и характеризуются отрицательной Eu аномалией (Eu/Eu* = 0.5 - 0.8).

Лампрофиллит. Исследование состава лампрофиллита из агпаитовых нефелиновых сиенитов периферической зоны Хибинского массива, К-нефелиновых сиенитов, а также из пегматоидных уртитов, обнаруживает значимые различия в концентрациях большинства микроэлементов и, прежде всего, стронция и бария. Согласно петрографическим наблюдениям и данным микрозондовых исследований, наиболее ранние генерации лампрофиллита в агпаитовых сиенитах представлены Sr разновидностью с отношением Sr/Ba = 3, в К-нефелиновых сиенитах и пегматоидных уртитах присутствует поздний Ва-лампрофиллит с отношениями Sr/Ba = 0.5 и 0.2 соответственно. Обогащение Sr центральных частей зональных кристаллов лампрофиллита было установлено нами ранее при изучении позднемагматического лампрофиллита из агпаитовых сиенитов массива Нива. Аналогичное строение кристаллов установлено и для лампрофиллита эвдиалитового комплекса Ловозерского массива (Зайцев и др., 2002), в которых выделяется стронциевое ядро и обогащенная барием кайма. Сопоставление данных по содержаниям микроэлементов показывает, что в позднем Ba-лампрофиллите пегматоидных уртитов происходило накопление Nb, Ta, Zr, Hf, Y, Zn, V и Ni. С другой стороны, в Ba-лампрофиллите из пегматоидов снижаются валовые концентрации редкоземельных элементов. Графики распределения REE показывают, что для Ba-лампрофиллитов К-нефелиновых сиенитов и пегматоидных уртитов характерны "корытообразные" кривые, свидетельствующие об относительной обедненности средними REE, а также наличие положительной Eu аномалии, умеренной в К-нефелиновых сиенитах (Eu/Eu* = 3.7 - 13.0) и резко проявленной в Ba-лампрофиллите пегматоидов (Eu/Eu* = 69.6 - 74.3). Примечательно, что Sr-лампрофиллит агпаитовых сиенитов периферической зоны массива не обнаруживают столь резкого обеднения средними REE и Eu аномалия в нем отсутствует (Eu/Eu* = 0.9 - 1.1).

Титанит, являющийся характерным второстепенным минералом ийолитов, уртитов и апатито-нефелиновых пород, согласно полученным данным, не обнаруживает значительных различий в микроэлементном составе. Можно отметить, что титанит из ийолитов дифференцированного комплекса фоидолитов относительно обогащен Sr, Nb, Ta и Hf. Распределения REE в титание однообразны и характеризуются отчетливо выраженным обогащением легкими REE: в титаните массивных уртитов и апатито-нефелиновых пород отношение (La/Yb)N варьирует в пределах 19.5 - 26.0.

Апатит. Вхождение REE в структуру апатита, происходит по схемам: REE3+ + Si4+ = Ca2+ + P5+  и REE3+ + Na+ = 2Ca2+. Доказательством этому является присутствие в хибинском апатите Si и Na, по данным микрозондовых определений, содержания этих элементов могут достигать в наиболее богатых REE апатитах 0.7 % вес. SiO2 и 0.4 % вес. Na2O соответственно. Проанализированный образец апатита из амфиболовых ийолитов дифференцированного комплекса представлен Sr и REE-содержащей разновидностью (SrO = 3.26 % вес., сумма REE2O3 = 3.29 % вес.), что типично для акцессорного апатита из этих пород. Как и для образца из богатой апатито-нефелиновой породы, для апатита характерны высокое La/Yb отношение ((La/Yb)N = 93.1 - 133.4) и отсутствие Eu аномалии (Eu/Eu* = 0.91 - 0.99).

Финансовая поддержка: РФФИ грант 09-05-00224, программы ОНЗ 6 и 8 РАН.