2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Процессы метасоматоза и плавления в фенит-мигматитовых зонах  Вишневогорского массива миаскитов.

С.С Абрамов, И.Т. Расс

 

Институт геологии рудных месторождений, минералогии, геохимии, петрографии РАН, Москва, Россия;  westabra@ya.ru

 

Изучены составы минералов из фенитов и мигматитов  корневой части Вишневогорского миаскитового интрузива. Показано что наблюдаемая смена парагенезисов и вариации состава минералов согласуются с моделью происхождения миаскитов в результате  плавления фенитов по гнейсовому субстрату.

 

Происхождение миаскит-карбонатитовой ассоциации Вишневых Гор связывают либо с процессами выплавления (in situ) щелочных магм  в коровом субстрате под воздействием щелочных мантийных флюидов (Левин и др. 1997, Расс и др. 2004) либо как результат поступления  щелочно-карбонатитовой магмы из зон плавления мантийного плюма (Недосекова и др. 2009).

Хотя петрология  и геохимия процессов магматического замещения (т.е. образование миаскитовой магмы по коровым породам под воздействием щелочного флюида) детально разработана (Роненсон, 1966, Левин и др. 1997., Расс и др. 2004), полученные нами новые данные о химизме минералов в фенит-мигматитовой  части комплекса  (Потанины горы, Центральная щелочная полоса) позволяют детализировать механизмы магмогенерации.

 Фенит-мигматитовая корневая зона характеризуется зональным переходом от плагиогнейсов и плагиоамфиболитов  через  фениты к мигматитам миаскитового состава. Фенитизированные гнейсы представлены ассоциацией Pl-CpxAmph-Bt-Ilm±Qtz-Ap, которая сменяется фенитами (Pl-Kfs-Bt-Cpx-Mag-Ap-Tnt), по мере развития процесса взаимодействия фенитов замещаются  биотит- полевошпатовыми породами (Kfs -Pl-Bt-Cal-Mag-Ap-Tnt). Миаскитовые расплавы образуются в зоне мигматитов, характеризующейся появлением линз обособлений миаскитового состава (Ne+Bt+Kfs+Ab+Mag+ Tnt +Zrc) в полевошпат –биотитовых породах. Мощность зон мигматизации растет и  миаскиты образуют сначала роевидные скопления дайкообразных тел, а затем и небольшие интрузивы (автохтонные миаскиты по Л.Я. Левину).

Изучены вариации химического состава биотита, пироксена, акцессорных минералов в этом зональном комлексе. От внешних зон (фениты) к тыловым (миаскиты), биотит обнаруживает рост железистости, титанистости и глиноземистости (рис.1).  Пироксен во фронтальных частях (фенитизировнные гнейсы) представлен эгирин-салитовой разностью. При переходе к фенитам  CPX становиться более магнезиальным и глиноземистым. Богатые Al разности содержат до 15 мол% жадеитовой молекулы, одновременно падает содержание эгиринового минала (рис.2) , т.е. изоморфное замещение происходит изовалентно Fe3->Al , содержание  чермакового минала остается постоянным (3-6 мол. %) во всех зонах. 

Рост содержаний Al в минералах хорошо коррелируется с ростом глинозема в метасоматитах  от гнейсов  к мигматитам (Левин и др, 1997, Расс и др. 2006), кальций и кремнезем выносятся из зон мигматитообразования.

Рост железистости Bt в ассоциации с магнетитом указывает на падение активности кислорода при повышении температуры. В этих условиях содержание эгирина в пироксенах метасоматитов должно уменьшаться, т.к. имеет место реакции:

Эгирин+Kfs -> жадеит + Fe биотит + O2

Эгирин+Ab -> жадеит + магнетит+ O2

Поле устойчивости  жадеита должно также расширяться вследствии роста глиноземистости пород. Учитывая это обстоятельство переход от фенитов (т.е. пироксенсодержащих метасоматитов) к полевошпат –биотитовым породам следует искать в  реакциях замещения жадеита глиноземистым биотитом. Термодинамическое моделирование в системе Ca-Al-Fe H2O-CO2-O2 5 kb, показывает, что такое замещение могло происходить в водно-углекислом флюиде (0.7-0.6H2O-0.3-0.4CO2) при температуре 630-660 С. Устойчивость шестифазовой ассоциации Pl (An-Ab)-Bt(Ann-Sd)-Cpx(Hed-Jd)-KfS-Cal-Mag оказывается очень чувствительной к содержанию жадеитового минала в пироксене, при его уменьшении расширяется поле устойчивости нефелин-прироксеновых ассоциаций за счет поля стабильности биотита.

Содержания фтора и хлора в биотите метасоматитов варьируьют в пределах первых масс. %, что свидетельствует о рядовых концентрациях этих компонентов в метасоматизирующем флюиде. Следовательно, состав флюида был щелочно-водно-углекислый. Согласно экспериментальным данным такой флюид плохо переносит глинозем и металлы (т.к. отсутствуют растворимые комплексы), но хорошо переносит кремнезем и кальций в щелочных и карбонатных комплексах. Поэтому метасоматические процессы в фенит-мигматитовом комплексе сопровождаются выносом кремнезема и кальция, и комплементарным ростом глиноземистости пород. Как следствие этого, в процессе метасоматоза биотит и пироксен становятся все более глиноземистыми, а породы все более лейкократовыми.   

Переход от фенитов к мигматитам выражается в, замещении  пироксена и амфибола биотитом –полевошпатовой ассоциацией. Это приводит к понижению температуры выплавления миаскитового расплава, а рост содержаний глинозема благоприятствует образованию не агпаитовых миаскитов.

Таким образом, миаскитовый комплекс Вишневых Гор является результатом магматического замещения гнейсового субстрата с выплавлением миаскитов и дальнейшего процесса метамагматического изменения образовавшихся расплавов (Абрамов, Расс, 2009). В корневых частях комплекса происходила длительная фильтрация щелочного флюида приводящая к десиликации  субстрата. Вследствие не очень высоких температур флюида плавление субстрата происходило только после того, как из зон метасоматической проработки выносились фемические компоненты, легко растворимые в H2O-CO2 флюиде. В результате выплавлялись лейкократовые щелочные миаскитовые  расплавы, а Ca выносился флюидом в верхние части комплекса. Накопление кальция в аллохтонном интрузиве миаскитов  не вызывало ликвации с образованием карбонатитовых расплавов (Расс и др. 2006), карбонатиты самого Вишневогорского массива и кальцит в миаскитах имеют постмагматическое происхождение.

Литература

Левин В.Я., Роненсон Б.М. и др. Щелочно-карбонатитовые комплексы Урала. Екатеринбург: УралГеоком. 1997. 274 с.

Недосекова И.Л., Владыкин Н.В. и др. Ильмено-Вишневогорский миаскит-карбонатитовый комплекс: происхождение, рудоносность, источники вещества (Урал, Россия)// Геол. Рудн. Месторожд. , 2009, том 51, №2 , стр. 157-181

Расс И.Т., Абрамов С.С. и др. Роль флюидов в петрогенезисе карбонатитов и щелочных пород: геохимические индикаторы// Геохимия, 2006, №7, стр. 692-711