2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Флюидизатно-эксплозивная деятельность и рудоносность Волыно-Подольского перикратона Восточно-Европейской платформы

Яценко Г.М.

Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Львов, Украина; Yatsenko1941@list.ru

 

В Волыно-Подольском перикратоне, как и на Украинском щите, в основании сформировались протоны и тектоны со щелочной специализацией. На этапах активизации от раннего протерозоя до неогена происходили флюидизатно-эксплозивные процессы, которые сформировали в основании и чехле проявления алмазов, благородных, редких и других металлов, а также нерудных полезных ископаемых.

 

Перикратон имеет двухэтажное строение – погруженное кристаллическое основание и сложно построенный чехол из отложений верхнего докембрия и фанерозоя. Склон кратона к западу от щита уступами погружается до глубины 1,5–4,0 км, что определено бурением (Геотектоника…, 1999). Строение основания и, частично, чехла в определенной мере коррелирует с Кировоградским блоком Украинского щита. Это в значительной мере предопределено влияниям флюидизатно-эксплозив­ной составляющей. Процессы формирования трубок и даек с соответствующими брекчиями отражают “дыхание” мантии, способствуют рудогенезу. В протерозое на этапах активизации они охватывали кристаллическое основание и чехол первых протоплатформ. Формируются Приднестровский и, севернее, Волынский протоны, а также Полесский тектон.

Ранние формации имеют щелочную специализацию метаморфических, некоторых магматических и флюидизатно-эксплозивных образований, как, например, в лучше изученном Кировоградском блоке щита. Там установлены, в частности, девонское (Ровненское) и мел-палеогеновое (Кировоградско-Смелянское) поля трубок и даек лампроитового типа. Известны проявления протерозойских кимберлитов с мелкими алмазами. С субщелочными массивами и трубками связаны редкометальные метасоматиты (фениты), проявления титана, марганца, золота, цветных и редких металлов (Zr, U, Ta, Nb, Li, Be и др.), а также нерудного сырья. В связи с эксплозивными структурами в основании и чехле отмечены стратиформные проявления бокситов, графита, корунда, бентонитов и др. Щелочной метасоматоз на регрессивной стадии сменяется гидротермальной деятельностью. Образуются проявления золота и ассоциирующих с ним элементов.

К перикратону с востока прилегает основание архейского Подольского блока, где отмечаются кластитовые протерозойские протрузии (Голосковская и др.) и дайки, для которых характерны титановая, фосфатная, благородная и редкометальная специализация. Это особый, кластитовый, глубинный тип проявлений, связанный с флюидизатно-эксплозивными процессами.

Изложенное в определенной мере служит моделью для прогнозирования рудоносности глубоко погруженного и потому недостаточно изученного основания Волыно-Подольского перикратона. На нем больше, по сравнению со щитом, сохранился молодой и мощный чехол, сквозь который прорывались флюидизаты и их производные. Глубинный материал частично задерживался на разных уровнях чехла, прорывался к поверхности, формируя проявления полезных ископаемых соответствующего типа. Этапы активизации проявлялись в палеозое, мезозое и, особенно, в мелу, отмечены и более поздние проявления.

Самостоятельное значение для рудогенеза имеет зона сочленения щита и перикратона. К ней приурочены приразломный Подольский прогиб с признаками трапповой формации, в основании – протерозойские гранитоиды, а также субщелочные и щелочно-ультраосновные (Антоновский и другие массивы) образования. Выявлены флюидизатно-эксплозивные проявления позднепротерозойских и фанерозойских этапов активизации (Лядовская и другие структуры) (Радзивилл и др., 1985). С ними связаны цветные и редкие металлы, апатит, барит, флюорит, глауконит.

Отметим, что стратиграфические комплексы склоновой зоны (могилев-подольская, волынская серии), которые сегодня относят к венду, в 50-х годах ХХ ст. считали, согласно палеонтологическим данным, палеозойскими. Мы обнаружили, что в некоторых разрезах объединены разновозрастные осадочные и эксплозивные стратиформные образования венда, палеозоя и мела, а также породы соответствующих эксплозивных структур и связанные с ними проявления полезных ископаемых. На северном отрезке зоны сочленения (между гг. Изяслав и Славута, на правом берегу р. Горынь, в селах Путринцы, Ташки) обнажаются сапониты, кластиты, шлаки эксплозивного происхождения. Эти образования связаны не только с вендскими, но и с меловыми, палеогеновыми и неогеновыми этапами активизации. В породах найдены минералы-спутники алмаза (Алмазоносные…, 2002).

Разрезы отложений центральной, наиболее погруженной части перикратона (палеозойские и более молодые), также имеют признаки флюидизатно-эксплозивного влияния. Скважинами раскрыты брекчии, щелочные метасоматиты, прожилки стекловатых образований субщелочного состава (Геотектоника…, 1999). Эксплозивная деятельность, видимо, “причастна” к формированию Пелчинской структуры девонского времени. В перекрывающих ее отложениях мы обнаружили флюидизированные известковистые брекчии мезо-кайнозоя.

На территории перикратона в современных аллювиальных отложениях нередко встречаются минералы-спутники алмаза (пиропы неясного, с обычной точки зрения, происхождения) и другие минералы. Полагают, что они перемещены из предшествующих коллекторов, но более вероятно, что это производные эксплозивных структур. В Предкарпатье в отложениях неогена выявлено флюидизатно-эксплозивную составляющую, которую обычно считают туфами проблематичных вулканов. Здесь в аллювии р. Вишенки (с. Дубриничи) мы обнаружили гранаты и другие спутники алмаза. Установлено, что они происходят из грубозернистых прослоев в антропогеновых глинах. Выше по разрезу залегает пачка песков и суглинков с полуокатанными гальками и валунами, которым приписывают ледниковое происхождение. Мы считаем, что эти образования местные, они перемещены из основания посредством эксплозивных структур, являющихся “микрозондами” в глубины Земли.

Волынская часть перекратона отличается широким распространением базальтоидных формаций, траппов с месторождениями самородной меди. Она, возможно, связана с более поздними гидротермальными процессами в эксплозивных структурах.

Принадлежность основания Волынского региона к протонам и тектонам снижает, как считают (Янсе, 1992), перспективы их алмазоносности. Тем не менее, здесь встречаются фрагменты кимберлитов и найдены мелкие алмазы (Яценко и др., 2005). Отложения чехла содержат материал эксплозивных структур. В приповерхностных песках местами находят фрагменты пород верхнего мела (известняки, мергели, эксплозивные брекчии разного состава). На возвышенности, в песчаном карьере с. Ростань, обнаружены линзы брекчий флюидизированных карбонатов маастрихта с обломками отложений основания. Несоответствие их мелового возраста и местонахождения объясняют стесыванием ледником отложений с выступов карбонатных толщ верхнего мела и захоронением в песках ледникового происхождения. В составе меловых брекчий встречаются полуокатанные гальки пород основания региона (гранитоиды коростенского комплекса, красные овручские песчаники, лампроиты, фосфориты и др.). Присутствуют также минералы-спутники алмаза. Изношенность и овализация галек, кластов и минералов связана, по нашему мнению, с перемещением их к поверхности по каналам флюидизатно-эксплозивных аппаратов; они не привнесены ледниками из Скандинавии. Более вероятно, что в обработке материала могли участвовать и местные ледники.

Примерно такой же состав имеют более редкие обломки в песчаных отложениях некоторых современных озер. В составе современных песков Шацкого приозерья обнаружены мелкие алмазы и их минералы-спутники, а также частицы шлаков и стекол. Подобные флюидизатно-эксплозивные образования выявлены и в соответствующих отложениях Беларуси.

Признаки флюидизатно-эксплозивной деятельности и рудогенеза на территории юго-западного перикратона Восточно-Европейской платформы прослежены с протерозоя до неогена. Процессы часто имеют щелочную направленность, что сказывается на специфике рудоносности региона. Прежде всего, это касается проблемы алмазов лампроитового типа, решаемой на данной территории. Здесь могут быть первичные, не переотложенные россыпи в коллекторах мелового и более позднего времени.

Подобными особенностями обладает и южная часть перикратона – Придобруджье, где мы описали лампроиты. Кроме того, как известно, щелочная направленность присуща и эксплозивным структурам Беларуси.

 

Список литературы:

Алмазоносные формации и структуры юго-западной окраины Восточно-Европейской платформы. Опыт минерагении алмаза / Яценко Г.М., Гурский Д.С., Сливко Е.М. и др. Киев: УкрГГРИ, 2002. 331 с.

Геотектоника Волыно-Подолии / Чебаненко И.И., Великанов В.А., Верховцев В.Г. и др. Киев: Наук. думка, 1999. 244 с.

Радзивилл А.Я., Радзивилл В.Я., Токовенко В.С. Тектонические структуры неогея (Региональная тектоника Украины). Киев: Наук. думка, 1986. 160 с.

Янсе А.Д. Новый подход к классификации кратонов // Геол. и геофиз. 1992. № 10. С. 12–32.

Яценко Г.М., Яценко В.Г., Павлюк Т.А. Об алмазоносности недр Волыни (формационно-минерагенический аспект) // Тектоника, минерагения, минеральные ресурсы: Сб. науч. работ ИГОС НАН и МЧС Украины. 2005. Т. 2. Вып. 11. С. 100–106.