2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Новый тип щелочных метасоматитов Приазовья

Моргун В.Г.

Институт геохимии, минералогии и рудообразования им. Н.П. Семененка НАНУ

morhungeol@rambler.ru

 

Приазовский мегаблок Украинского щита (УЩ), особенно восточная его часть, характеризуется широким распространением щелочных магматических пород. В этом регионе  также достаточно распространены  щелочные метасоматиты (сс. Дмитровка, Хлебодаровка, Петрово-Гнутовское рудопроявления, р-н с. Капланы на р. Кальмиус, б.б. Чернечья, Вербовая, Калмыцкая и др.) и описаны в многочисленных публикациях. Эти метасоматиты образовались преимущественно по гранитоидам разного состава (биотит-амфиболовые граниты и эндербиты). Однако в последнее время  выявлен новый тип метасоматитов (б. Туникова), которые образовались по существенно кварцевым породам (кварциты).

Расположение щелочных метасоматитов в б. Туникова изображено на схеме (рис 1). Метасоматиты б. Туникова находятся южнее Октябрьского массива. Подобные метасоматиты известны в окрестностях этого массива (Дмитровский и Хлебодаровский карьеры). На схеме цифрами 1 и 2 отмечены места находок щелочных метасоматитов в т.ч альбититов и ​​собственно существенно кварцевых пород, которые были исходными для апокварцитовых щелочных метасоматитов этого участка.

Находки подобных метасоматитов также встречались по бортам б. Вали-Тарама, в которую впадает б. Туникова. Это дает определенные основания считать их родственными. Метасоматическая деятельность в этой зоне отразилась на всех вмещающих породах.

Это проявение апокварцитовых щелочных метасоматитов в б. Туникова оказалось необычным не только для Приазовья, но для УЩ в целом. Главными минералами этих апокварцитовых щелочных метасоматитов являются, кроме кварца (очевидно, перекристаллизованного), эгирин и щелочной амфибол при подчиненной роли альбита и щелочных полевых шпатов. Акцессорными минералами этих метасоматитов являются бастнезит, рутил, ильменит, сфен, монацит, циркон, предполагается бритолит.

В этих апокварцитовых метасоматитах  образуются достаточно мощные самостоятельные (5-10 см) прожилки щелочного амфибола (реже эгирина). Другой характерный минерал щелочных метасоматитов эгирин наблюдается преимущественно как вкрапленность в породе и часто приурочен к биотиту. Это объясняется, скорее всего, тем что при реагировании кремнекислоты и биотита происходил своеобразный процесс обмена компонентами, вместе с поступлением щелочного раствора образует щелочной пироксен.

В другом участке в б. Туникова (выше по течению) было обнаружено апогранитоидные егириновые щелочные метасоматиты и альбититах, которые очень подобны таковым в карьере с. Дмитровка. В этих метасоматитах встречается новообразованный циркон, редкоземельный карбонат и мелкий пирохлороподобный минерал,  а в породе определено повышенное или высокое содержание Zr, Ce, La, Y и Nb.

Можно предполагать, что щелочные апогранитоидные или апокварцитовые метасоматиты значительной мощности и с редкометальной минерализацией могут представлять комплексные месторождения таких металлов, как Nb, Ce, La, Y, Zr, а также Mo (как это имеет место быть в Дмитровском карьере). Кроме того, находки таких метасоматитов могут указывать на наличие карбонатитов с апатитовой и пирохлоровой минерализацией (Хлебодаровский карьер).

 Амфиболы метасоматитов б. Туникова по составу подобны амфиболам аналогичных пород сс. Дмитровка, Хлебодаровка и Березовая Гать. Они представлены рибекитом, арведсонитом и промежуточными разновидностями, как это видно на диаграмме (рис 2).

.              Можно заметить два обособленных поля. В первом расположены амфиболы Октябрьского и Черниговского массивов (частично), которые характеризуются высоким глиноземом и пониженным содержанием щелочей. В поле № 2 (высокое содержание щелочей и низкий глинозем) находятся амфиболы из метасоматитов Дмитровки, Березовой Гати, Хлебодаровки, некоторые амфиболы из района г. Кальмиус (El) и амфиболы с апокварцитовых образований б. Туникова. Остальные амфиболы, которые изображены на диаграмме, занимают промежуточное положение.

 Пироксены также представлены щелочными разностями (эгирин, эгирин-салит) и являются типичными для пород такого рода. Как отмечалось выше, щелочной пироксен образовался вследствие реагирования кварца и биотита и взаимодействия с привнесенными  щелочными растворами.
Плагиоклаз представлен прежде всего альбитом (реже олигоклазом). Калиевый полевой шпат обычно представлен безпертитовим микроклином (иногда с мелкими пертитами), а слюды –  биотитом [2].

Несколько иной состав альбититов б. Туникова. Это существенно альбитовая порода апрогранитоидного происхождения с реликтами (на начальных и промежуточных стадиях) минералов исходных пород (биотит, кварц, ортоклаз-микроклин) и новоообразованым эгирином. Альбититы расположены в поле локального распространения двуполевошпатовых гранитов.

Эти щелочные метасоматиты рассматриваются как фениты. Несмотря на различный состав и структуру исходных пород, процесс их фенитизации подобен на всех выявленных участках. Но это касается только породообразующих минералов (альбит, микроклин, эгирин и щелочные амфиболы). При сравнении акцессорных минералов такая закономерность не прослеживается, поскольку их несколько и распространенность не является постоянной. То есть, если набор породообразующих и частично вторичных минералов является одинаковым и их состав близок, то акцессорные минералы в разных типах фенитов могут существенно отличаться. Для апокварцитовых фенитов характерны рутил и монацит, для альбититов с. Дмитровка – астрофиллит и пирохлор, для сс. Хлебодаровки и Капланы – апатит.

Эти отличия могут быть обусловлены такими причинами: состав исходных фенитизируемых пород, состав фенитизирующих пород (карбонатиты, нефелиновые сиениты, якупирангиты-ийолиты и др.), составом щелочных растворов, удаленностью от магматических очагов вызывающих фенитизацию, уровня эрозионного среза.

 

Рис 1. Схема расположения Октябрьского массива и метасоматитов б. Туникова и с. Дмитровка начения: 1 - вмещающие породы (протерозойские) гранитоиды; 2-5 - породы Октябрьского массива, 2 - субщелочные габбро и пироксениты, 3 - щелочные сиениты и пуласкиты, 4 - фойяиты, 5 - мариуполиты, 6 - дайки щелочных пород [3].

 

Рис.2 Диаграмма  отношения щелочей и линозема. Обозначения пород, из которых анализировались амфиболы Cher - фениты Черниговского массива; BG - фениты Березовой Гати; DM - фениты Дмитровского карьера; PR - фениты Проскуровского массива. Khl - фениты Хлебодаровского карьера; MT - метасоматиты Малотерсянского массива; EI - данные, приведенные Н.А. Елисеевым и др. [1]; Tun - щелочные метасоматиты б. Туникова.

 

1       Елисеев Н.А., Кушев В.Г., Виноградов Д.П. Протерозойский интрузивный комплекс Восточного Приазовья. – М.; Л.: Наука, 1965 – 202 с.

2        Кривдик С.Г., Моргун В.Г., Шаригин В.В. Слюди фенитов и щелочных метасоматитов Восточного Приазовья. – Минералогический журнал, 2010, №4, 3-11 с. (на украинском языке)

3        Кривдик С.Г., Ткачук В.И. Петрология щелочных пород Украинского щита; АН УССР. Ин-т геохимии и физики минералов. – Киев: Наукова думка, 1990. – 408 с.