2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Минералогические особенности щелочных пород с точки зрения правила фаз

Хомяков А.П.

Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов, Москва, Россия; noomin@mail.ru

 

Based on the distribution patterns of age-varying mineral complexes in alkaline pegmatites and other mineralogically unique localities, the thermodynamic phase rule is shown to be a major driving force in the evolutionary diversification of the mineral kingdom.

 

Как известно, отношение между числами компонентов (N), фаз (P) и степеней свободы (F) гетерогенной физико-химической системы, выведенное Дж. Гиббсом из основных законов термодинамики, выражается правилом фаз P + F = N + 2, из которого следует, что при произвольных температуре и давлении число равновесно сосуществующих фаз системы не может превышать числа ее независимых компонентов. Это следствие, возводящее роль правила фаз в принцип минимизации числа равновесно сосуществующих минералов (Хомяков, 1999, 2009), было успешно использовано В.М. Гольдшмидтом (1933) и Д.С. Коржинским (1973) как теоретическая основа разработанных ими графических методов анализа минеральных парагенезисов. В самом деле, большинство магматических и метаморфических пород литосферы слагается не более чем трех- или четырехфазными ассоциациями породообразующих минералов, что характерно и для минералогически уникальных объектов, в частности для агпаитовых нефелиновых сиенитов, которые, составляя ничтожную долю изверженных пород, превосходят по разнообразию минералов породы любой другой формации. Таковы щелочные породы Хибино-Ловозерского комплекса, полный кадастр минералов которых насчитывает сейчас около 700 видов (Хомяков, 2010). Общее же число минералов этого комплекса с учетом еще не выявленных, по нашей оценке, многократно превосходит указанную цифру. С точки зрения физической химии, мы имеем здесь дело с мегасистемой, число фаз которой может быть приведено в соответствие с числом фазообразующих компонентов лишь путем ее разбиения на большое множество частных систем.

 Вместе с тем, для главных типов пород Хибин и Ловозера, как и для магматических пород в целом, характерны не более чем трех- и четырехфазные ассоциации породообразующих минералов. Это относится, в частности, к породам дифференцированного комплекса Ловозерского массива, сформировавшимся в процессе фракционной кристаллизации агпаитовой магмы (Когарко, 1977). Вертикальный разрез этого комплекса представлен толщей переслаивающихся уртитов-фойяитов-луявритов, которые на 90% слагаются нефелином, калиевым полевым шпатом и эгирином, отличаясь друг от друга в основном количественным соотношением трех названных минералов. Комплекс насыщен телами интенсивно минерализованных пегматитов ультраагпаитового типа (Хомяков, 1990; Khomyakov, 1995), сформировавшихся в процессе кристаллизации остаточных расплавов. В наиболее изученном из таких тел – залежи Юбилейной установлено около 60 различных минералов, относящихся к 13 классам и подклассам химических соединений – оксидам, галогенидам, сульфидам, арсенидам, карбонатам, фосфатам, фосфатосиликатам, алюмосиликатам, бериллосиликатам, боросиликатам, цирконо-, титано- и ниобосиликатам. При этом, наряду с петрогенными O, H, Si, Al, Na, K, Ca, Fe, Mg, Mn, Ti, собственные минералы в Юбилейной образуют около 20 других элементов: Li, Be, Sr, Ba, B, Ln, Th, U, Zr, Nb, P, Zn, Pb, As, Co, F, Cl, S, C.

Процесс формирования минеральных ассоциаций ультраагпаитовых пегматитов подчинен трем основным стадиям эволюции кислотно-основных свойств минералообразующих растворов, соответствующих стадиям возрастающей (I), максимальной (II) и понижающейся (III) щелочности. Ассоциации I стадии, близкие по минеральному составу к материнским породам, обычно слагают краевые зоны дифференцированных или целиком тела простых пегматитов, тогда как ассоциации II и III стадий, с которыми связано основное разнообразие минеральных видов, локализуются преимущественно в центральных ядрах пегматитовых тел. Аналогичные особенности зонального распределения разновозрастных минералов в дифференцированных пегматитах характерны для самых разных объектов подобного рода. Они явно свидетельствуют о том, что в результате регулируемого правилом фаз опережающего перехода в кристаллическое состояние петрогенных элементов большинство низкокларковых элементов, квалифицируемых при парагенетическом анализе как компоненты-примеси, не влияющие на равновесия породообразующих минералов, получают возможность резко накапливаться в остаточной жидкости с достижением фазовонасыщенного состояния. Исходя из этого, мы приходим к заключению об основополагающей роли термодинамического правила фаз как фактора, определяющего универсальный, присущий любым эволюционирующим многокомпонентным системам, порядок выделения минералов - от малочисленных породообразующих (обычно конституционно примитивных) к многочисленным второстепенным и редким (в большинстве своем уникальным по составу и структуре), что придает правилу фаз значение главнейшей движущей силы эволюционной диверсификации минерального мира в целом (Хомяков, 2011).

Впервые на важную роль правила фаз в эволюции пегматитовых систем обратил внимание А.Е. Ферсман (1940). Установив в различных телах гранитных пегматитов отчетливую тенденцию к совпадению числа минералов, в среднем близкого к 20-25, с числом элементов, строящих самостоятельные решетки, он заключил, что объяснение этой закономерности может лежать только в применении правила фаз В.М. Гольдшмидта, согласно которому максимальное количество твердых минералов, которые могут существовать одновременно, равно количеству отдельных компонентов, содержащихся в минералах. Им же были обоснованы положения о том, что пегматитовые процессы можно рассматривать как последовательную смену равновесий, подчиняющихся физико-химическим закономерностям, и что эволюция пегматитового процесса сводится к охлаждению системы, постепенному выделению летучих и твердого кристаллического осадка, перемещению по некоторому кристаллизационному пути какой-то еще не построенной физико-химической диаграммы равновесия. Эти положения, несомненно, применимы и к анализу пегматитовых процессов, связанных с дифференциацией агпаитовых магм, с той разницей, что дериваты таких магм, как правило, оказываются значительно более продвинутыми в своей эволюции по сравнению с их гранитоидными аналогами. Указанное различие между сравниваемыми образованиями вполне объяснимо, поскольку агпаитовые магмы рассматриваются петрологами (Когарко, 1977) как остаточные продукты длительной эволюции природных силикатных расплавов, зарождающихся в подкоровых зонах Земли, благодаря чему в их дериватах изначально накапливается более широкий круг низкокларковых элементов, способных достигать концентрации насыщения и выделяться в виде собственных минералов на конечных эволюционных ступенях.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ по проекту 07-05-00084-а.

 

Литература:

Гольдшмидт В.М. Законы ассоциации минералов с точки зрения правила фаз // Основные идеи геохимии. Л.: Госхимтехиздат, 1933. Вып. 1.

Когарко Л.Н. Проблемы генезиса агпаитовых магм. М.: Наука, 1977. 295 с.

Коржинский Д.С. Теоретические основы анализа парагенезисов минералов. М.: Наука, 1973. 288 с.

Ферсман А.Е. Пегматиты. Т. I. Гранитные пегматиты. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 712 с.

Хомяков А.П. Минералогия ультраагпаитовых щелочных пород. М.: Наука, 1990. 196 с.

Хомяков А.П. Новейшие минералогические открытия и их физико-химические предпосылки // Физико-химические проблемы эндогенных геологических процессов. Междунар. симпозиум, посв. 100-летию акад. Д.С. Коржинского. Тезисы докладов. М., 1999. С. 20-21.

Хомяков А.П. Правило фаз и фазовое разнообразие минерального мира // Физико-химические факторы петро- и рудогенеза: новые рубежи. М.: ООО "Центр информационных технологий в природопользовании", 2009. С. 424-427.

Хомяков А.П. Хибино-Ловозерский комплекс – минералогическая "Мекка" России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Уникальные геологические объекты Кольского полуострова: Хибины". Апатиты: K & M, 2010. С. 53-57.

Хомяков А.П. Правило фаз как движущая сила эволюционной диверсификации минерального мира // Минералогические перспективы. Материалы Международного минералогического семинара. Сыктывкар: Геопринт, 2011. С. 154-156.

Khomyakov A.P. Mineralogy of hyperagpaitic alkaline rocks. Oxford, U.K.: Clarendon Press, 1995. 224 p.