2010

News Registration Abstracts Accommodation Excursions Deadlines Organizing committee
First circular Participants Abstract submission Travel Program Seminar History Contact us
Новости
Первый циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Сопоставимы ли чарнокитоиды докембрия Украинского щита с фанерозойскими островодужными андезитами?

Шнюкова Е.Е., ТомуркоЛ.Л.

Институт геохимии, минералогии и рудообразования им Н.П.Семененко НАН Украины, Киев, Украина

shniukova@igmof.gov.ua, tomurko@igmof.gov.ua

 

В пределах Украинского щита (УЩ) уверенно датируется не менее трех этапов формирования эндербитов-чарнокитов: >3,0; 2,7-2,8 и 2,0 млрд лет. Чарнокитоиды древнейшего архейского этапа развиты в гранулито-гнейсовых блоках: Днестровско-Бугском (гайворонский комплекс) и Приазовском (новопавловский комплекс Орехово-Павлоградской шовной зоны (ОПШЗ)). Более молодые чарнокитоиды токмакского комплекса (Приазовский блок) формировались на границе архея и протерозоя (около 2,7 млрд лет). Эндербитообразование этапа 2 млрд лет проявлено в Днестровско-Бугском блоке литинским комплексом, а в амфиболито-гнейсовом Ингульском блоке – ташлыкским комплексом. К этому же этапу относятся и все известные интрузивные чарнокитоиды УЩ: Букинский массив на Волынском, Новоукраинский массив на Ингульском блоках (оба – амфиболито-гнейсовые), Хлебодаровский массив на Приазовском блоке.

В докембрии, когда были проявлены основные массы эндербитов, тектоника плит в современном виде не действовала, но различные геодинамические обстановки уже, вероятно, существовали. Во всяком случае, в гранулит-гнейсовых областях, наиболее характерной чертой магматизма которых является его андезитовая направленность, происходило постоянное скучивание (сжатие) фундамента. Древняя гранулитовая кора УЩ почти наполовину сложена андезитами (Лесная, 1988). В этом ее сходство с островодужными формированиями, в которых андезиты составляют 60% объема. Так что при формальном подходе эндербиты можно рассматривать как плутонические аналоги известково-щелочных андезитов, характерных для деструктивных геодинамических обстановок.

Однако, относительно немногие члены эндербит-чарнокитовых ассоциаций УЩ попадают в андезитовую область составов с SiO2=53-63%. Так, большинство чарнокитоидов Днестровско-Бугского и Приазовского блоков имеют более кислый состав, причем древнейшие гайворонский и новопавловский комплексы относятся к низко- и среднекалиевым сериям, а токмакский комплекс – к средне- и высококалиевым. В «андезитовых» по составу метаморфогенных гайворонских и реоморфических литинских чарнокитоидах Среднего Побужья при росте SiO2 содержание K2O падает, а не возрастает, как в андезитовых сериях, хотя изменение их составов укладывается в известково-щелочной тренд. В исключительно кислых метаморфогенных чарнокитах ОПШЗ Приазовья проявлен трондьемитовый тренд. Таким образом, древнейшие архейские метаморфогенные чарнокитоиды обоих гранулито-гнейсовых блоков – Побужья и Приазовья (а в Побужье и протерозойские реоморфические) – не сопоставимы с фанерозойскими андезитовыми сериями.

Сопоставление с андезитами возможно лишь для протерозойских (~ 2 млрд лет) эндербит-чарнокитовых ассоциаций Ингульского, Волынского и Приазовского блоков, составы которых лежат в андезитовой области. Эндербиты Ингульского блока отличаются по химизму от аналогичных пород двух других блоков. Как интрузивные чарнокитоиды (Новоукраинский массив), так и метаморфогенные эндербиты ташлыкского комплекса (самые основные разности) на диаграмме AFM попадают в толеитовое поле, а на диаграмме Пирса отвечают базальтам из зон спрединга, в то время как остальные эндербиты попадают, наряду с типичными андезитами, в известково-щелочное поле и отвечают орогенным (островодужным и окраинно-континентальным) базальтам. Для чарнокитоидов Ингульского блока (в большей степени интрузивных Новоукраинского массива, в меньшей – метаморфогенных ташлыкского комплекса) характерны высокая железистость (FeO*/MgO) и рост содержания K2O с ростом SiO2, что наблюдается в поздне- и постскладчатых эндербит-чарнокитовых ассоциациях (МГП: Кислые и средние породы, 1987). Следовательно, во время формирования этих пород в Ингульском блоке уже существовал режим растяжения, в то время как в Волынском и Приазовском блоках – еще режим сжатия, индикатором которого и являются известково-щелочные серии. При этом Букинский массив Волынского блока из-за повышенной щелочности сравним не с андезитами, а с санукитоидами. И.Б.Щербаков (2005) предлагал рассматривать Ингульский блок как проторифтогенную систему, в которой режим сжатия в раннем протерозое сменился режимом растяжения в мезопротерозое. Для ташлыкского комплекса толеитовый характер фиксируется лишь для основных членов, средние по составу эндербиты выходят в известково-щелочное поле, что также может свидетельствовать о смене режима с растяжения на сжатие. При этом известково-щелочные эндербиты комплекса имеют уникально высокое содержание Al2O3 (до 21%), характерное для раннескладчатых чарнокитоидов (МГП: Кислые и средние породы, 1987), то есть формировавшихся в обстановке сжатия. В итоге, противоречивые петрохимические особенности эндербитов обоих амфиболито-гнейсовых блоков УЩ заставляют отказаться от сопоставления их с андезитами.

Остается один блок – Приазовский. В эндербитовом магматизме Приазовского блока черты сходства с андезитами начинают проявляться с конца архея, - сначала в токмакском комплексе, затем в Хлебодаровском массиве. Возможно, это косвенно подтверждает мнение Г.И.Каляева и Е.Б.Глевасского (1984), считавших, что Приазовский блок в протерозое вел себя как активная континентальная окраина андийского типа. В чарнокитах токмакского комплекса намечается рост калиевости при росте кремнекислотности, проявлен известково-щелочной тренд, но отсутствуют основные породы, что затрудняет прослеживание закономерностей. Наиболее близки к андезитам по всем петро-геохимическим параметрам интрузивные эндербиты Хлебодаровского массива.

При поиске аналогов эндербитов в более поздней геологической истории мы ориентировались на их важнейшую минералогическую особенность – наличие гиперстена. Гиперстенсодержащие андезиты известны среди андезитов известково-щелочных серий современных островных дуг, в частности, Курило-Камчатской островной дуги. Двупироксеновые андезиты наиболее распространены среди средне- и высококалиевых разностей, эталоном для которых принят вулкан Эбеко (о. Парамушир). Большинство протерозойских чарнокитоидов УЩ также относятся к среднекалиевой серии. В принципе, чем выше содержание воды в расплаве, тем выше калиевость андезитов (Фролова и др., 1989). Фракционная кристаллизация базальтовой магмы приводит к образованию примитивных андезитовых магм, которым и соответствуют двупироксеновые андезиты, но при этом концентрации воды в системе составляют не более 1-3 мас.% при давлениях от 1,5 до 10 кбар и температуре 1050-1150º С (Кадик и др., 1986). Помимо зрелых островных дуг, двупироксеновые андезиты описаны также в составе позднеорогенных вулкано-плутонических ассоциаций складчатых областей различного возраста и местоположения: каледониды Британии, герциниды Южно-Монгольской области и Казахстана, мезозоиды Охотско-Чукотского и Восточно-Сихотэ-Алинского поясов, в современных активных континентальных окраинах андийского типа и зонах коллизий гималайского типа (Южные Анды, Центральная Анатолия) (МГП:Кислые и средние породы, 1987).

В целом химический состав гиперстенсодержащих среднекалиевых андезитов складчатых областей и островных дуг очень близок к таковому некоторых магматических эндербитов УЩ. Отличия между ними следующие: 1). Эндербиты, как правило, более железистые, что обусловливает более высокую железистость ортопироксена (в эндербитах Fs >40-60, в андезитах <40). Чарнокитоиды Новоукраинского массива содержат даже эвлит. В андезитах, напротив, иногда присутствуют низкожелезистые ортопироксены – энстатит и бронзит. 2). В эндербитах клинопироксен представлен салитом либо субкальциевым авгитом, а в андезитах – преимущественно высококальциевым авгитом, иногда салитом, редко пижонит-авгитом. 3). В эндербитах выше содержание Na2O, что сказывается на более кислом характере плагиоклаза (в эндербитах An 25-30, а в андезитах An 40-70). 4). Двупироксеновые андезиты иногда даже более высококалиевые, чем эндербиты, но при этом не содержат калиевого полевого шпата. Более высокая калиевость андезитов связана с тем, что перераспределение щелочей в обводненной андезитовой известково-щелочной магме происходит под влиянием флюидной фазы, как доказано для того же вулкана Эбеко (Фролова и др.,1989). 5). В андезитах выше содержание Rb. 6). Содержания Nb, легких РЗЭ, Ba, Sr в протерозойских эндербитах несколько выше, чем в двупироксеновых андезитах (для двух последних элементов это, возможно, является следствием несколько более высокого содержания кальция в эндербитах). 7). Андезиты при той же кремнекислотности не содержат кварца. Вообще, присутствие более 5% кварца в породах с содержанием SiO2 менее 57%, как это отмечается в эндербитах, в молодом и современном вулканизме запрещено. Таким образом, при близком и даже одинаковом исходном химическом составе магмы в докембрии и фанерозое образовывались различные, в первую очередь в минералогическом отношении, породы.

Андезитовый магматизм в фанерозое связан с процессами субдукции, а в раннедокембрийской земной коре отсутствовали как субдукционные обстановки, так и характерные для них низкотемпературные магматические режимы, широко проявленные позднее (Шарков, 1983). Магматические расплавы раннего докембрия относительно сухие, в то время как андезитовая магма – более обводненная. Поэтому в древнейших подвижных зонах вместо сравнительно низкотемпературных водонасыщенных андезитовых серий возникали высокотемпературные сухие расплавы средне-кислого состава, которые рассматривались, по (Шарков, 1983), в качестве специфического режима раннего докембрия – предшественника андезитового известково-щелочного магматизма более зрелой земной коры. Нам хотелось бы акцентировать внимание на сходстве, а не на различии древнего и молодого магматизма: несмотря на сухость, докембрийские эндербитовые магмы преодолевают ортопироксеновый барьер, а примитивные андезитовые магмы не такие уж и обводненные. Теперь, когда даже на древнейших щитах исследователи допускают наличие элементов плитовой тектоники, а в молодых областях выявляется все большее разнообразие режимов геодинамических обстановок, задача сопоставления продуктов древнейшего и фанерозойского магматизма приобретает большую актуальность.

 

Список литературы

 Кадик А.А., Максимов А.П., Иванов Б.В. Физико-химические условия кристаллизации и генезис андезитов (на примере Ключевской группы вулканов). М.: Наука, 1986. 158 с.

 Каляев Г.И., Глевасский Е.Б., Димитров Г.Х. Палеотектоника и строение земной  коры докембрийской железорудной провинции Украины.  Киев: Наукова думка. 1984. 237 с.

 Лесная И.М. Геохронология чарнокитоидов Побужья. Киев: Наукова думка. 1988. 136 с.

 Магматические горные породы: Кислые и средние породы  /Отв. ред. В.В.Ярмолюк, В.И.Коваленко.  М.: Наука. 1987. 374 с.

 Фролова Т.И., Перчук Л.Л., Бурикова И.А. Магматизм и преобразование земной коры активных окраин. М.: Недра. 1989. 261 с.

 Шарков Е.В. Петрология магматических процессов. М.: Недра.1983. 200 с.

 Щербаков И.Б. Петрология Украинского щита. Львов: ЗУКЦ. 2005. 364 с.