2012

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

Условия образования ультраосновных и основных дайковых пород Ыллымахского и Рябинового массивов, Центральный Алдан

Рокосова Е.Ю.

Новосибирский Государственный Университет, Новосибирск, Россия

Институт Геологии и Минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия

rokosovae@gmail.com

 

Ыллымахский и Рябиновый щелочные массивы (Ц. Алдан) относятся к кольцевым вулкано-плутоническим постройкам, которые сложены интрузивными, эффузивными и дайковыми породами калиевого ряда. Размер массивов 40-50 км2, возраст - мезозойский. В своем составе они имеют практически полный набор пород от калиевых щелочно-ультраосновных, через основные и средние щелочные породы до щелочных граносиенитов и гранитов. Внедрение этих массивов связано с деятельностью мезозойской рифтогенной структуры Алданского щита. На Рябиновом массиве ультраосновные и основные породы распространены ограниченно, в основном в пределах щелочно-пикритового некка на северо-востоке массива. На Ыллымахском массиве ультраосновные породы не выходят на поверхность, а располагаются на глубине, что подтверждается обнаружением ксенолитов и нодулей верлитов и пироксенитов в основных породах (Костюк и др., 1990).

Среди ультраосновных-основных пород этих массивов нами были изучены дайки шонкинит-пикритов, расположенные в пределах щелочно-пикритового некка Рябинового массива и щелочно-базитовая дайковая порода Ыллымахского массива. В составе шонкинит-пикритов отмечалось (об.%) 56-51 клинопироксена, 25-30 железо-магнезиальной слюды, 10-12 калиевого полевого шпата, 4-3 апатита, 2 магнетита, около 3-2 сфена и рутила, а в составе щелочно-базитовой дайковой породы - (об.%) 15 оливина, 60 клинопироксена, 10 псевдолейцита, 2 К–Na полевого шпата, 3 магнетита и сульфидов, 10 стекла. Валовый химический состав щелочно-базитовой дайковой породы Ыллымахского массива по сравнению с шонкинит-пикритами Рябинового массива является более кислым и содержит большее количество (мас.%) SiO2 (50,2 против 43,4), Al2O3 (12,5 против 5,5), Na2O (2,7 против 1,6), K2O (5,1 против 3,6) и меньше Fe2O3 (10,4 против 15,5), MgO (7,7 против 10,6), CaO (9,3 против 14,2).

Зерна клинопироксенов в изучаемых породах имеют равномерную окраску (желтовато-зеленую, густо-зеленую) и зональную. Зональные зерна в центральных частях - желтовато-зеленые, а в краевых – густо-зеленые. В химическом составе зональных зерен клинопироксенов от центра к краям увеличивается содержание FeO и Na2O. Состав клинопироксенов щелочно-базитовой дайковой породы по сравнению с составом клинопироксенов шонкинит-пикритов содержит больше (мас.%): Al2O3 (2-4,7 против 0,65-1,3), MgO (12,9-15,8 против 9,1-13,6) и меньше Na2O (0,6-1,1 против 1,8-5,3), FeO ( 5,5-9,6 против 7,9-14,7). Клинопироксены щелочно-базитовой дайковой породы относятся к авгиту, а клинопироксены шонкинит-пикритов – к диопсиду и эгирину. Микроэлементный состав клинопироксенов рассматриваемых пород, кроме Ba и Nb, существенно обогащен редкими и рассеянными элементами относительно примитивной мантии. Причем в каймах зональных вкрапленников концентрация микроэлементов выше, чем в их центральных частях. Клинопироксены везде больше обогащены LREE, чем HREE. Считается, что клинопироксен становится носителем легких лантанидов при плавлении мантийного вещества на глубинах существования гранат-шпинелевых ассоциаций.

С помощью изучения первичных расплавных включений в клинопироксенах шонкинит-пикритов РЯБИНОВОГО массива удалось установить, что на стадии кристаллизации клинопироксенов расплав был гетерогенный и состоял из несмесимых фракций щелочного силикатного, силикатно-карбонатного, карбонатно-солевого и карбонатных расплавов. Отделившиеся от силикатной магмы карбонатно-солевые и карбонатные расплавы были обогащены Ca, щелочами, CO2, S, Cl и представляли собой несмесимые фракции карбонатитового расплава. Температура гетерогенизации расплавов была выше 1120-1170 °С. Состав силикатных расплавов в прогретых включениях в диопсиде шонкинит-пикритов отвечал составу тефритов. В более позднем минерале – эгирине – в законсервированных во включениях расплавах закономерно увеличивались количества Si, Al, щелочей и уменьшались Mg, Fe, Ca, т. е. состав эволюционировал в сторону щелочных мелафонолитов-трахитов.

При изучении расплавных стекловатых и частично раскристаллизованных включений в минералах щелочно-базитовой дайковой породы ЫЛЛЫМАХСКОГО массива выяснилось, что состав непрогретых силикатных стекол из первичных включений в клинопироксенах и вторичных включений в оливинах является достаточно высококремнистым (56,4 - 62 мас.% SiO2) и близок к составам щелочных пуласкитов массива (Костюк и др., 1990). Средний состав непрогретых стекол первичных включений в Ti-магнетите содержит до 53 мас. % SiO2, 23.6 мас. % Al2O3, около 10 мас. % щелочей и близок к составу нефелиновых сиенитов (тингуаитов), также развитых на массиве. Состав непрогретых стекол из первичных включений в апатите является высококремнистым, монцонитовым. В составе прогретых вторичных включений в оливине по сравнению с непрогретыми незначительно уменьшилось количество Si, щелочей, более заметно – Al, и существенно возросло содержание Mg, Fe, Ca и состав приблизился к псевдолейцитовому фонолиту. Состав прогретых первичных и вторичных расплавных включений в клинопироксене по сравнению с непрогретыми также более заметно обогащен Mg, Ca, при очень незначительном уменьшении количества Si, щелочей, железа. Состав первичных прогретых включений оказался близок к составу основных фельдшпатоидных пород – малиньитов, а вторичные - к псевдолейцитовым фонолитам-монцонитам. Законсервированные вторичные расплавы в оливине и первичные в клинопироксене были обогащены BaO (0,8-0,1 мас.%), Cl (0,1-0,3 мас.%) и редкими элементами (прежде всего LREE и MREE), в несколько раз превышающим мантийные значения. Согласно ионному микрозондированию (SIMC) расплавы были сухими и содержали всего 0,01-1,13 мас.% H2O.

  

Рис. 1 Тренд эволюции расплавов, участвующих в формировании пород Ыллымахского и Рябинового массивов.

Ыллымахский массив. Породы: 1 – пуласкит, 2 – псевдолейцитовый фонолит, 3 – малиньит, 4 – исследуемая щелочно-базитовая дайковая порода за вычетом оливина, 5 – исследуемая щелочно-базитовая дайковая порода. Включения в минералах щелочно-базитовой дайки: 6 – непрогретые вторичные включения в оливине, 7 – прогретые вторичные включения в оливине, 8 – непрогретые включения в пироксене, 9 – прогретые включения в пироксене, 10 – непрогретые включения в титаномагнетите, 11 – непрогретые включения в апатите.

Рябиновый массив. Породы: 12 – минетта, 13 – шонкинит-пикрит и шонкинит. Включения в шонкинит-пикритах: 14 – прогретые и непрогретые включения в пироксене.

 

На рис. 1 видно, что составы прогретых и непрогретых включений в минералах изучаемых пород Ыллымахского и Рябинового массивов образуют единый тренд эволюции расплавов. В ходе кристаллизации силикатных расплавов происходило уменьшение содержания Mg, Fe, Ca и увеличение Al, щелочей, что характерно для эволюции щелочно-базальтоидных расплавов. На этот же тренд ложатся состав рассматриваемой щелочно-базитовой дайковой породы, составы малиньитов, монцонитов, псевдолейцитовых фонолитов, пуласкитов Ыллымахского массива, а также составы даек шонкинит-пикритов, шонкинитов и минетт Рябинового массива. Это может свидетельствовать о том, что изучаемые породы Ыллымахского и Рябинового массива кристаллизовались из родоначальных магм, имеющих близкий щелочно-базальтоидный состав. Несомненно, вся серия пород Ыллымахского массива и дайки шонкинит-пикритов, шонкинитов, минетт Рябинового массива образовались в процессе кристаллизационной дифференциации материнских щелочно-базальтоидных магм. Шонкинит-пикриты Рябинового массива кристаллизовались на более ранней высокотемпературной стадии эволюции материнской магмы, а щелочно-базитовая дайковая порода Ыллымахского массива – на более поздней.

Следует отметить, что при кристаллизации изучаемых пород вероятно происходило вовлечение корового материала/коровых флюидов в магматический процесс. Для шонкинит-пикритов, шонкинитов и минетт Рябинового массива об этом свидетельствуют отрицательные аномалии Nb,Ti на их мультиэлементных спектрах и высокие La/Nb отношения (La/Nb: 14,1 - у шонкинит-пикритов, 5,5 – у шонкинитов и 8,9 – у минетт). На Ыллымахском массиве застеклованные расплавы, законсервированные в оливине и каймах клинопироксенов на диаграмме Nb/Ta-La/Nb (Barth et al., 2000) попадают в область воздействия (влияния) континентальной коры (Панина и др., 2011).

 

Литература:

Костюк В.П., Панина Л.И., Жидков А.Я., Орлова М.П., Базарова Т.Ю. Калиевый щелочной магматизм Байкало-Становой рифтогенной системы. Новосибирск: Наука, 1990. 235 с.

Панина Л.И., Николаева А.Т., Рокосова Е.Ю. Условия кристаллизации щелочно-базитовой дайки Ыллымахского массива (Центральный Алдан): данные изучения расплавных включений в минералах. Геохимия. 2011. №2. С. 129-148.

Barth M.G., McDonough W.F., Rudnik R.L. Tracing the budget of Nb and Ta in the continental crust. Chem. Geology. 2000. V. 165. P. 197–213.