2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Геохимия щелочных пород Анабаро-Уджинского междуречья

Копылова А.Г., Томшин М.Д.

Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Якутск, Россия

kopylova@diamond.ysn.ru

 

В пределах Эбехаинского дайкового пояса пространственно совмещены дайки и силлы долеритов, производные толеитовой магмы, и дайки трахидолеритов, монцонитпорфиров и трахиандезитов, сформированные из расплавов щелочного оливин-базальтового состава. Особенности геохимического состава указывают на то, что толеитовая магма поступала из мантийного источника, соответствующего устойчивости шпинели, а щелочно-базальтовая – из более глубинного источника, равновесного с гранатом.

 

Проявления щелочно-базальтового магматизма на Сибирской платформе носит локальный характер и представлены отдельными телами трахидолеритов. Одна из таких провинций располагается  в Анабаро-Уджинском междуречье. Здесь серия сближенных даек субщелочного состава (трахидолериты, монцонитпорфиры и андезиты) объединена в протяженный Эбехаинский дайковый пояс (Томшин и др., 1997). По геологическим данным щелочные разности пород прорывают широко распространенные в районе пермотриасовые силлы и дайки долеритов, что свидетельствует об их более молодом возрасте. Присутствие обломков щелочных пород в конгломератах карния (T3) свидетельствует о том, что формирование даек Эбехаинского пояса произошло на рубеже нижнего и среднего триаса. Цель данного сообщения – геохимическая  характеристика состава основных пород района. Химический и микроэлементный состав долеритов достаточно выдержан и является типичным для траппов Сибирской платформы с умеренным содержанием щелочей (сумма щелочей не превышает 2,5-3%), при доминирующей роли натрия (Олейников, Томшин,1991). Спектр распределения REE характеризуется умеренными концентрациями (La/Ybn= 3,45-3,62), слабо проявленным Eu минимумом (Eu/Eu*=0,59-0,74) и почти горизонтальным трендом HREE  (Gd/Lu=1,37).

 

          

Все исследованные тела трахидолеритов в петрографическом отношении отвечают по составу клинопироксеновым трахидолеритовым порфиритам. Они относятся к классу пород недосыщенных SiO2 (Q от -7,8 до -10,9). Весьма показательно необычно  высокое содержание в трахидолеритах титана (>6 %  TiO2), фосфора (> 1,2 % P2O5), летучих, повышенное железа (FeOсум. свыше 14 %) и калия (в среднем до 2 %). Для распределения микроэлементов в трахидолеритах прежде всего характерно обогащение их элементами группы титана -  Zr, Nb, Y, Yb, Hf, Ta, заметно возрастает содержание LILE. В трахидолеритах установлено максимальное среди всех разностей пород Анабаро-Уджинского междуречья общее содержание редкоземельных элементов (∑=670), при этом наклон спектра REE достаточно крутой La/Ybn=24,87,  La/Smn=2,59, Gd/Ybn=5,42.  Доля сидерофильных элементов – Ni, Co, Cr, Sc   в трахидолеритах ниже, чем в долеритах. Исключение составляет ванадий, накапливающийся в более железистых разностях.

Монцонитпорфиры наиболее богатые кремнеземом и щелочами породы. Рост щелочности происходит в основном за счет высокого содержания калия, которое достигает в отдельных случаях значений > 7 % K2O. Существенно увеличивается в монцонит-порфирах и доля Na2O (иногда его значения превышают 5 %).   С  ростом лейкократовости пород возрастает роль алюминия. Cреди всех пород Анабаро-Уджинского междуречья в монцонитах фиксируется минимальное количество магния, железа, кальция, а также микроэлементов группы железа. По сравнению с трахидолеритами в них снижена доля титана (в среднем до 2,12 % TiO2). Содержания крупноионных литофилов (Rb, Ba, Sr, Th, U) в монцонитпорфирах как и в трахидолеритах достаточно высоки и  резко отличаются от их значений в долеритах. Для монцонитпорфиров характерна наибольшая степень дифференцированности редкоземельных элементов La/Ybn=30,5-45,0, при этом по содержанию тяжелых редкоземельных элементов – Ho, Er, Tm, Yb, Lu монцонитпорфиры приближаются к долеритам. Количество элементов группы титана – Zr, Hf, Ta, Nb в монцонитпорфирах  существенно выше, чем в долеритах, но значительно ниже их значений в трахидолеритах. На мультиэлементных спектрах монцонитпорфиров отмечаются хорошо выраженные отрицательные аномалии по Nb, Ti, Sr. По величине  отрицательной аномалии по ниобию (Nb/Nb*=0,45) монцониты сопоставимы с долеритами  (Nb/Nb*=0,55).

Тела трахиандезитов встречаются только в сочетании с интрузиями монцонитпорфиров. Химический состав трахиандезитов занимает промежуточное положение между трахидолеритами и монцонитпорфирами. В них достаточно высокое содержание SiO2 (49-54 %), в среднем больше чем в монцонитах титана (> 3 % TiO2), общего железа (> 9 % FeO), фосфора (0,75 % P2O5). Суммарное содержание щелочей достигает 7, 5 % при равной или иногда доминирующей роли калия. Содержание MgO, CaO, Ni, Co, Cr незначительно превышает их значения в монцонитах. Подобно трахидолеритам и монцонитпорфирам, трахиандезиты обогащены несовместимыми элементами. Спектры распределения REE для всей триады щелочных пород крутые, субпараллельные и в отличие от долеритов района в них не фиксируется европиевый минимум. На мультиэлементных трендах щелочных пород отчетливо проявлены отрицательные аномалии Sr и Ti, а в спектре  трахидолеритов не фиксируется ниобиевый минимум.

Интрузивы долеритов, становление которых закончилось в раннетриасовое время, связаны с комплексами трапповой формации и являются типично платформенными образованиями.  Существенное повышение щелочности расплава и соответственно обогащение легкими лантаноидами трахидолеритов, трахиандезитов и монцонитов обусловлено более глубоким погружением очагов магмообразования. Становление в последующее время Енисейско-Хатангского и Лено-Анабарского прогибов привело к смещению очагов магмообразования в более глубокие зоны и выплавлению щелочного оливин-базальтового расплава, из которого формировались вначале дайки трахидолеритов, а затем дайки и штокообразные тела монцонитпорфиров и трахиандезитов (Томшин, 2010). В качестве индикаторных оценок глубины формирования расплава воспользуемся отношением Tb/Ybn, которое выше значения 1,8 в магмах образованных из мантийного источника, контролируемого гранатом и ниже 1,8 в менее глубинных расплавах, равновесных со шпинелью (Wang et al.,2002). Самые низкие значения отношений Tb/Ybn  установлены  в долеритах (в среднем 1,2), тогда как в породах щелочного ряда оно значительно превосходит 1,8 (в трахидолеритах 3,6, в монцонитах 2,6, в трахиандезитах 3,1). Это дает основание предположить, что толеитовая магма, формирующая тела долеритов, поступала из мантийного источника, соответствующего устойчивости шпинели, а щелочно-базальтовая – из более глубинного источника, равновесного с гранатом. Данный вывод подтверждается также величинами отношений Sm/Ybn = 1,68, Lu/Hf = 0,11, Ti/Y = 290 в долеритах, характерными для области контролируемой шпинелью. В щелочных породах эти отношения  равны: Sm/Ybn, =9,38, Lu/Hf = 0,018, Ti/Y=530 , в трахидолеритах, Sm/Ybn, =7,05, Lu/Hf =0,017, Ti/Y = 487 в монцонитпорфирах и Sm/Ybn, =7,80, Lu/Hf = 0,015, Ti/Y = 470 в трахиандезитах, что указывает на присутствие граната в источнике.

 

Список литературы:

Олейников Б.В., Томшин М.Д. Эволюция состава интрузивного базитового магматизма Сибирской платформы во времени. // Траппы Сибири и Декана.  Новосибирск: Наука, 1991.  С. 39-63.

Томшин М.Д. Магматиты Эбехаинского дайкового пояса как возможный коренной источник россыпных алмазов на Северо-Востоке Сибирской платформы. //ДАН АН. 2010. Т.431. №1.С. 78-80

Томшин М.Д., Округин А.В., Саввинов В.Т., Шахотько Л.И. Эбехаинский дайковый пояс трахидолеритов на севере Сибирской платформы // Геология и геофизика. 1997. Т. 38. № 9. С.1475-1483

McDonough W, Sun S. The composition of the Earth // Chem. Geol., 1995. V. 120. № 3-4. P. 223-253.

Wang K., Plank T., Walker J.D., Smith E.L. A mantle melting profile across the Basin and Range, SW USA // J. Geophys. Res., 2002. V.107. № B1. 10.1029/2001JB000209.