2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Геохимия разноформационных нефелиновых сиенитов Украинского щита

Дубина А.В., Амашукели Ю.А., Кривдик С.Г.

Институт геохимии, минералогии и рудообразования им. Н.П. Семененко НАН Украины, Киев,

kryvdik@ukr.net

 

Большинство массивов щелочных пород Украинского щита (УЩ) принадлежат к двум разновозрастным формациям: 1) щелочно-ультраосновной (2,0-2,1 млрд лет) и 2) габбро-сиенитовой (1,7-1,8 и 0,4 млрд лет). Нефелиновые сиениты присутствуют в массивах первой и второй формации.

В массивах щелочно-ультраосновной  формации (Черниговский, Проскуровский, Антоновский) нефелиновые сиениты (канадиты, ювиты, малиньиты и пуласкиты) имеют подчиненную роль или отсутствуют, как это наблюдается в небольших интрузиях (Городница, Глумча, Болярка) щелочно-ультраосновных пород в Северо-Западной части УЩ. В то же время в массивах габбро-сиенитовой формации (Октябрський, Малотерсянский, Покрово-Киреевский) нефелиновые сиениты (фойяиты, пуласкиты, мариуполиты, малиньиты, ювиты, фонолиты) занимают значительно больший объем по сравнению с массивами щелочно-ультраосновной формации. В то же время, в Южно-Кальчикском габбро-сиенитовом массиве значительно распространены фаялит-геденбергитовые сиениты и отсутствуют их нефелиновые разновидности. Эти породы в целом подобны фаялит-ферроавгитовым разновидностям гранитов рапакиви. Поэтому, некоторые исследователи считают Южно-Кальчикского массив сиенитовым аналогом анортозит-рапакивигранитных плутонов. Отсутствуют нефелиновые сиениты также и в Давидковском габбро-сиенитовом массиве, который расположен на северо-восточной окраине Коростенского анортозит-рапакивигранитного плутона. Фельшпатоидные разновидности сиенитов не установлены и в Ястребецком сиенитовом массиве (северо-западная часть УЩ).

Среди главных петрохимических особенностей нефелиновых сиенитов из щелочных массивов УЩ можно отметить преобладание щелочей (до 17% Na2O+K2O) в этих породах габбро-сиенитовых комплексов, тогда как в аналогичных породы из массивов щелочно-ультраосновной формации содержание щелочей чаще не превышает 13%. В нефелиновых сиенитах щелочно-ультраосновной формации Na2O/K2O существенно не изменяется (2-2,6). В фояитах Малотерсянского массива это отношение несколько ниже (в среднем 1,3), а в Покрово-Киреевском – уменьшается от малиньитов (1,3) к нефелиновым сиенитам (0,7). Наибольшие изменения Na2O/K2O отмечаются в Октябрськом массиве, где наблюдается увеличение Na2O/K2O от пуласкитов (1,2) и фойяитов (1,6) к жильным фойяитам (2,1) и эвдиалитовым фонолитам (2,5), а максимальные значения Na2O/K2O характерны для магнетитовых фойяитов (8,5), нефелин-сиенитовых пегматитов (7) и мариуполитов (до 15).

Нефелиновые сиениты из упомянутых щелочных массивов различаются и по величине коэффициента агпаитности. В щелочно-ультраосновных комплексах нефелиновые сиениты принадлежат к миаскитовому типу (Ка чаще <0,90), тогда как в габбро-сиенитовых массивах – как к миаскитовой (хотя в большинстве анализов коэффициента агпаитности ~1), так и агпаитовой разновидностям. Характерная особенность щелочных пород габбро-сиенитовой формации УЩ, и в частности   фельдшпатоидных сиенитов, а также их темноцветных породообразующих минералов, является повышенная или высокая железистость. В нефелиновых сиенитах габбро-сиенитовых массивов УЩ железистость изменяется в переделах 0,65-1,0, а в аналогичных породах щелочно-ультраосновной формации  железистость редко достигает 0,8.

Среди отличий химического состава нефелиновых сиенитов можно упомянуть и концентрацию фосфора. Крайне низкое содержание последнего (до полного его отсутствия) характерно для конечных или завершающих интрузивных фаз габбро-сиенитовой формации (0-0,1% Р2О5). В ранних пуласкитах Октябрьского массива фиксируется повышенное содержание фосфора (0,26-0,56% Р2О5).  Для этих пород также характерна и пониженная железистость по сравнению с последующими нефелиновыми сиенитами массива.

Достаточно контрастны нефелиновые сиениты щелочных массивов УЩ и по концентрации редких и редкоземельных элементов. В массивах щелочно-ультраосновной формации прослеживается сохранение высоких концентраций Sr и Ba в нефелиновых и щелочных сиенитах. В Черниговском массиве концентрация Sr может быть значительной (1,1-1,8% Sr) уже в породах ийолит-мельтейгитовой серии этого массива. Несколько ниже содержания Sr в щелочных (2299 ppm) и нефелиновых (1730 ppm) сиенитах этого массива. Нефелиновым сиенитам Проскуровского и Антоновского массивов также присущи высокие содержания  Sr (1811 и 2513 ppm соответственно). Концентрация Rb также возрастает от наиболее ранних пород к более поздним нефелиновым и щелочным сиенитам.

Для нефелиновых сиенитов габбро-сиенитовых комплексов УЩ максимальные содержания Sr и Ba установлены в наименее дифференцированных разновидностях. Наиболее четко эта тенденция прослеживается в Октябрьском массиве. Так, в нефелиновых сиенитах с пониженной железистостью – пуласкитах этого массива установлены максимальные содержания Sr (1140 ppm) и Ва (3187 ppm). В то же время в нефелиновых и щелочных сиенитах конечных (завершающих) фаз концентрация этих элементов прогрессивно уменьшается и в наиболее поздних породах (мариуполитах, фонолитах) составляет 15-52 ppm Sr и 18-41 ppm Ва.

В Октябрьском массиве от более ранних разновидностей нефелиновых сиенитов (пуласкитов) к наиболее дифференцированным разновидностям (мариуполитам, фонолитам) происходит накопление Zr, Nb, Y и REE, а с мариуполитами этого массива связано комплексное (циркон, пирохлор) Мазуровское месторождение. Так, в пуласкитах этого массива среднее содержание Zr и Nb составляет 352 и 120 ppm соответственно, а Y и REE – 37 и 143 ppm. В мариуполитах концентрация Zr и Nb в среднем составляет 4878 и 1550 ppm соответственно, а концентрация Y и REE возрастает до 211 и 594 ppm. Повышение концентрации некогерентных элементов от ранних к поздним дифференциатам отмечалось и в существенно сиенитовых массивах Южной Гренландии (Иллимаусак, Мотзфельд, Тугтуток).

Обобщая геохимические данные по габбро-сиенитовым массивам УЩ, следует также упомянуть, что уменьшение концентрации Р, Sr, Ва и увеличение содержания некогерентных элементов в более поздних дифференциатах сохраняется в Ястребецком и Южно-Кальчикском массивах, в которых фельшпатоидные сиениты отсутствуют. Уменьшение концентрации Sr и Ва и увеличение некогерентных элементов в сиенитах габбро-сиенитовой формации УЩ лучше всего объясняется процессами кристаллизационной дифференциации с интенсивным полевошпатовым  фракционированием. Это подтверждается, кроме особенностей изменения химического и минерального состава этих пород, также и особенностями хондрит-нормированных спектров в породах и минералах. Так, в спектре REE из дайковых микрофойяитов и фонолитов, которые рассматриваются как наиболее поздние образования, Октябрьского массива четко проявлены значительные негативные Eu аномалии (Eu/Eu* 0,45 и 0,35 соответственно). В апатите из наиболее ранних эндоконтактовых нефелиновых сиенитов (пуласкитов) этого массива значение Eu/Eu* составляет 0,74-0,76, тогда как в апатите из сиенитов центральной части массива Eu/Eu* понижается до 0,61.

Среднее содержание (ppm) редки и редкоземельных элементов в нефелиновых сиенитах УЩ

Массивы

Породы

Rb

Sr

Ba

Zr

Nb

Y

REE

Щелочно-ультраосновная формация

Черниговский

канадиты

145

1730

1050

1180

376

18

208

Проскуровский

нефелиновые сиениты

74

1811

1100

53

30

7

219

Антоновский

нефелиновые сиениты

101

2513

1524

45

16

16

198

Габбро-сиенитовая формация

Малотерсянский

фойяиты

252

932

1356

250

87

-

83

Октябрьский

пуласкиты

129

1140

3187

352

120

37

143

 

фойяиты

179

178

184

717

196

49

423

 

мариуполиты

120

52

18

4878

1550

211

594

 

дайковые микрофойяиты

420

132

84

1879

640

167

1375

 

фонолиты

478

15

41

2914

556

182

1245

   В нефелиновых сиенитах Проскуровского и Антоновского массивов содержание  Zr (53 и 45 ppm соответственно) и Nb (30 и 16 ppm) аномально низкое как для такого типа пород. В обоих массивах прослеживается постепенное понижение концентрации Zr, REE и Y от наиболее меланократовых пород к лейкократовым. В этом же направлении уменьшается концентрация Nb в Антоновском массиве, тогда как в Проскуровском массиве тенденция обратная. Канадиты Черниговского массива, в отличии от нефелиновых сиенитов предыдущих двух массивов, характеризируются значительными концентрациями Zr (1180 ppm) и Nb (376 ppm). Такую контрастность в содержании некогерентных элементов в нефелиновых сиенитах и друхих породах щелочно-ультраосновной формации разных регионов УЩ мы объясняем различными геодинамическими условиями формирования щелочных массивов: рифтогенными – для Черниговского массива; и геодинамическими условиями сжатия (или коллизии) – для Проскуровского и Антоновского массивов.

В хондрит-нормированных спектрах REE нефелиновых сиенитов щелочно-ультраосновной формации преобладают LREE (La/YbN=14-38).  В целом, значения La/YbN близки в нефелиновых сиенитах  разной формационной принадлежности, хотя в некоторых канадитах Черниговского массива преобладание  LREE может быть более значительным (La/YbN=142). Кроме того, в нормированных спектрах отсутствуют или слабо проявлены негативные Eu аномалии, а в некоторых случаях  выявлены позитивные аномалии (Eu/Eu*=0,98-1,12). Такая же закономерность прослеживается и в миаскитах Ильмено-Вишневогорского, нефелиновых сиенитах Хибин и массива Озерная Варакa.

Незначительные негативные Eu аномалии также отмечались и в апатитах нефелиновых сиенитов щелочно-ультраосновной формации УЩ, впрочем, как и в апатитах из других пород этих массивов.  Вероятнее всего, такие особенности распределения REE и других некогерентных элементов в породах щелочно-ультраосновной формации и ассоциирующих с ними нефелиновых сиенитов (как и в апатите в них) объясняются иными,  по сравнению с габбро-сиенитовыми комплексами, механизмами формирования. Об ликвационном механизме формирования массивов щелочно-ультраосновной формации свидетельствует незначительное изменение железистости пород и темноцветных минералов, отсутствие тренда обогащения некогерентными элементами нефелиновых и щелочных сиенитов (наблюдается даже некоторая их деплетированность  этими элементами по сравнению с щелочными меланократовыми и мезократовыми породами этих массивов), отсутствие значительных негативных Eu аномалии как в нефелиновых сиенитах, так и ассоциирующих с ними породах серии ийолит-мельтейгитов и якупирангитов (щелочных пироксенитов).

Следовательно, разные геодинамические обстановки и петрогенетические модели их формирования обуславливают контрастные геохимические особенности однотипных пород щелочных массивов разных формаций.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта НАН Украины №1-Ф/2011 в рамках сотрудничества с РФФИ.