2011

News Registration Abstract submission Deadlines Excursions Accommodation Organizing committee
First circular Second circular Abstracts Seminar History Program Travel Contact us
Новости
Первый циркуляр
Второй циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Тезисы международной конференции

Рудный потенциал щелочного, кимберлитового

 и карбонатитового магматизма

Abstracts of International conference

Ore potential of alkaline, kimberlite

and carbonatite magmatism

   

Рудоносность Лединского узла щелочно-ультраосновных пород и карбонатитов

(Сетте-Дабан, В.Якутия)

Анисимова Г.С*., Кондратьева Л.А*., Стручков К.К**.

* Учреждение Российской академии наук Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Якутск, Россия;**Северо-Восточный федеральный университет, Якутск,Россия.

g.s.anisimova@diamond.ysn.ru

 

Лединский узел в тектоническом плане входит в состав Белореченской зоны Сетте-Дабанского палеорифта (Сагир и др., 2001), а в металлогеническом плане расположен в Cахаринском рудном районе Сетте-Дабанской металлогенической зоны. Здесь известно три массива щелочно-ультраосновных пород и карбонатитов - Поворотный, Гек и Воин, приуроченные к Бурхалинскому глубинному разлому. Описание массивов дается по данным И.И.Колодезникова и др. (1996). Массив Поворотный  имеет в плане линзовидную форму размером 3х1 км и расположен в 70 км  к северу от Горноозерского массива. Массив вытянут в северо-восточном направлении по азимуту 20° в соответствии с общим простиранием зоны глубинного разлома и залегает в сланцах и известняках нижнего и среднего кембрия. К югу от массива на простирании его длинной оси отмечается Лабаз-Войская зона гидротермально измененных пород, включающая дайки гипербазитов, сиенитов и жилы карбонатитов. Наибольшее распространение имеют амфиболизированные пироксениты. Нефелиновые сиениты и ийолиты присутствуют в виде реликтовых блоков в карбонатитах, установлены случаи пересечения карбонатитов маломощными дайками нефелиновых сиенитов. Определения абсолютного возраста  (Зайцев и др., 1992) дают следующие результаты: амфиболизированные пироксениты – 484 млн. лет, карбонатиты – 382 млн. лет, нефелиновые сиениты – 379 млн. лет.

Массив Гек  представляет собой линзовидное в плане крутопадающее на юг тело, вытянутое на северо-восток в соответствии с общим простиранием зоны. Массив залегает в терригенно-карбонатных породах среднего кембрия  и имеет при выходе на дневную поверхность размеры 0,4х2,3 км. В формировании массива принимали участие пироксениты, ийолиты, щелочные и нефелиновые сиениты. Карбонатиты слагают значительную часть массива и по составу тождественны с карбонатитами массивов Горноозерский и Поворотный.

Массив Воин имеет штокообразную форму, слегка вытянутую в северо-западном направлении, размеры выхода массива на дневную поверхность 0,15х0,4 км. Магматические породы внедрились в известняки нижнего ордовика и, судя по имеющимся геологическим данным, имеют крутое юго-западное падение. В строении массива основная роль принадлежит нефелиновым и щелочным сиенитам, а в центральной части располагаются пироксениты, рассеченные дайками сиенитов.

С данными массивами и карбонатитами в Лединском узле связаны редкометалльно-редкоземельное оруденение и впервые обнаруженная As-Ni-Cu-сульфидная минерализация.

Редкометальная минерализация. Ta-Nb рудопроявление Поворотное связано с одноименным плутоном, сложенным пироксенитами, ийолитами, нефелиновыми сиенитами и карбонатитами. Редкометальная минерализация приурочена к кальцитовым карбонатитам (Энтин и др., 1991).

Редкоземельная минерализация. Редкоземельная минерализация широко распространена на площади Лединского узла и связана с анкеритовой фацией карбонатитов. Минералы цериевой группы представлены бастнезитом и паризитом. В виде акцессорных и рудных минералов встречаются магнетит, титаномагнетит, ильменит, рутил, сфен, анатаз, апатит, циркон, ортит и перовскит (Сагир и др., 2001).

В пироксенитах массива Поворотный нами обнаружены редкоземельные фосфаты из группы монацита. Минерал по химическому составу подходит к Ce-монациту (Кондратьева и др., 2010). Кроме того, установлены титанит, карбонат-фторапатит и не идентифицированный минерал сложного состава (Ca-Ti-Fe-Mn-O), а также проанализированы некоторые акцессорные минералы: ильменит, рутил и циркон.

As-Ni-Cu-сульфидная минерализация. На площади Лединского узла известно рудопроявление Метеор,  представленное стратиформным медным оруденением карбонатных пород.

Авторами данного сообщения установлена сульфидная минерализация прожилково-вкрапленного типа как в магматических породах массивов ультрабазитов и на контактах с ними, так и на удалении от них в карбонатных породах Є21. As-Ni-Cu- минерализация локализуется в секущих кварцевых, карбонат-кварцевых жилах и слюдистых метасоматитах.

По данным минераграфических и прецизионных исследований вещественный состав руд выглядит однообразным. Преобладающий жильный минерал – кварц, следующими по распространенности являются карбонаты, в основном, представленные кальцитом, доломитом и анкеритом. Среди рудных минералов доминирует халькопирит. Впервые установлены блеклая руда, по составу относящаяся к теннантиту, и сульфоарсенид Ni – герсдорфит.

Халькопирит является главным рудным минералом. Наблюдается в кварце и карбонате в виде мелких зерен и кристаллов неправильной формы. При микроскопическом исследовании видны реликты халькопирита в гидроксидах железа. Халькопирит, как индикатор медного оруденения, по содержанию элементов-примесей стерилен, а по химическому составу близок к теоретическому.

Пирит по распространенности уступает халькопириту. Он присутствует во всех структурно-морфологических типах руд, локализуясь в виде прожилков и рассеянной вкрапленности в кварце, карбонате и вмещающих породах. По химическому составу  пирит стехиометричен.

 Сфалерит встречается редко, в основном в кварцевых и карбонат-кварцевых жилах. Минерал отмечается в виде вкрапленников неправильной формы и монокристаллов. Цвет – светло-бурый. Сфалерит наблюдается в ассоциации с халькопиритом и гидроксидами железа. По составу сфалерит относится к клейофану (Fe отсутствует), в виде примеси постоянно присутствуют Cu и Pb.

Теннантит впервые обнаружен в кварцевых жилах, локализованных в карбонатизированных отложениях междуречья Кишра – Ким и по руч. Лабаз (правый приток р. Леда). Минерал отмечен в виде ксеноморфных вкрапленников и зернистых агрегатов. Ассоциирующие минералы – халькопирит, пирит и герсдорфит.

По химическому составу относится к крайнему мышьяковому члену ряда тетраэдрит-теннантит. Концентрация  Ag  в минерале невысокая, редко достигает 3,19 %, также отмечается более низкое содержание Zn (5,04 %) по сравнению с теннантитом (Zn – 7,36 %) соседнего Широкинского узла (Анисимова и др., 2010) и соответственно более высокие концентрации Fe (3,33 % против 0,90 %). В некоторых зернах блеклой руды Fe (6,49 %) преобладает над Zn (2,20 %).

Герсдорфит отмечен в тех же кварцевых прожилках, где и блеклая руда. Сульфоарсенид Ni образует дендритовидные выделения и симплектитовые срастания в массивных зернах халькопирита в парагенезисе с теннантитом. Другим ассоциирующим минералом является пирит. В составе герсдорфита в виде примесей постоянно фиксируется довольно значимое содержание Fe (до 9,58 %) и Cu (до 11,01 %), что вероятно связано с тесным парагенезисом сульфоарсенида Ni и халькопирита, а также микроскопическими размерами минерала.  Судя по литературным данным, для герсдорфита не характерно присутствие в его составе меди.

Элементы-примеси руд и пород. Золотоносность и сереброносность руд и пород, определенная методом атомно-абсорбционного анализа в лаборатории физико-химических методов ИГАБМ СО РАН, низкая. Основная масса проб характеризуется содержанием Au – 0,00n г/т, максимальная концентрация достигает 0,8 г/т в рудах участка Кишра. Здесь же отмечается относительно повышенная концентрация Au (0,0n г/т) и в сульфидизированных породах. Такая же тенденция намечается и на участке Лабаз. Содержание Ag на порядок выше Au.

Другие элементы-примеси в рудах и породах определялись методом полуколичественного спектрального анализа. Из рудогенных элементов постоянно присутствуют Cu, Ni и Co, отмечаются Pb и Zn. Участки развития магматических пород (массивы Гек и Поворотный) характеризуются повышенным содержанием Ti, V, Sr, Ba, Yb и Y.

Выводы. Таким образом, рудоносность щелочно-ультраосновных пород и карбонатитов Лединского узла связана с редкометалльно-редкоземельной, медной и As-Ni-Cu-сульфидной минерализацией. Последняя прожилково-вкрапленная As-Ni-Cu минерализация, установленная авторами, в отличие от стратиформных проявлений меди Сеттедабанской металлогенической зоны, локализуется в рудных телах секущего структурно-морфологического типа и представляет собой иное, более позднее метаморфогенно-гидротермальное оруденение.

Также в рудах Лединского узла впервые найдены теннантит и герсдорфит. Обнаружение крайнего мышьяковистого гомолога фальэрца подтверждает общую зональность изменения состава блеклых руд - снижение содержания Sb в блеклых рудах от центра к периферии и с запада на восток.

Широкое развитие ультрабазитов, пикритов, лампроитов, находки алмазов в пределах Белореченской палеорифтовой зоны, в состав которой входит Лединский узел,  являются признаками ее потенциальной алмазоносности (Левашов и др., 1970,  Сагир и др., 2001).

Работа выполнена в рамках интеграционного проекта СО РАН № 37.

 

Список литературы:

Анисимова Г.С., Кондратьева Л.А.,Попова С.К. Состав блеклых руд – отражение минеральной зональности // Современная минералогия: от теории к практике. Материалы международной конференции «ХI Съезд РМО». СПб., 2010. С. 139-141.

Зайцев А.И., Энтин А.Р., Ненашев Н.И. и др. Геохронология и  изотопная геохимия  карбонатитов Якутии. Якутск:ЯНЦ СО РАН, 1992. 248 с.

 Колодезников И.И., Левашов К.К., Маршинцев В.К. и др. Геология и перспективы алмазоносности юго-восточной окраины Сибирской платформы и Сетте-Дабана.  М.: Недра, 1996. 160 с.

Кондратьева Л.А., Анисимова Г.С., Стручков К.К. Комплексная рудоносность и алмазоносность Белореченсой зоны Сетте-Дабанского палеорифта//Отечественная геология, 2010, № 6. С.3-11

Левашов К.К. Проблема алмазоносности Сетте-Дабана // Докл. АН СССР. 1970. Т. 195. № 2. С. 426-428.

Сагир А.В., Дорофеева Р.Н., Круковский П.Ю., Филатова Ю.Б. Структура, магматизм и металлогения Белореченской зоны Сетте-Дабанского палеорифта // Отечественная геология. 2001. № 1. С. 34-43.

Энтин А.Р., Зайцев А.И., Лазебник К.А. и др. Карбонатиты Якутии: (Вещественный состав, минералогия). – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. 240 с.