2010

News Registration Abstracts Accommodation Excursions Deadlines Organizing committee
First circular Participants Abstract submission Travel Program Seminar History Contact us
Новости
Первый циркуляр
Регистрация
Оформление тезисов
Тезисы
Программа
Участники
Размещение
Экскурсии
Проезд
Важные даты
Оргкомитет
Обратная связь

Магматизм и геодинамика предостроводужных офиолитов

Юркова Р.М, Воронин Б.И.

Институт проблем нефти и газа РАН, Москва, Россия, bivrmyrzb@mtu-net.ru

 

Исследования проводились в пределах северо-западной активной континентальной окраины Тихого океана: Сахалин, Камчатка, Корякский хребет, хребет Ширшова в Беринговом море (драгировки), Охотское море (литературные данные). Изучались все комплексы офиолитов и пограничные вулканогенно-осадочные формации. В результате исследований установлены последовательность,   условия   и   место   формирования   офиолитовой   ассоциации в предостроводужьи примитивной палеодуги над зоной  Заварицкого-Беньоффа.  Начало формирования офиолитовой ассоциации обусловлено подъёмом крупного диапира или колонны диапиров ультрабазитов дунит-гарцбургитового состава, которые рассматриваются как наиболее древний мантийный комплекс офиолитов. Детальное комплексное изучение ультрабазитов показало, что они были серпентинизированы в мантии с образованием метана на глубинах 40-50 км [Юркова, 2002]. Диапировые внедрения серпентинизированных ультрабазитов во фронтальной части островных дуг над сейсмофокальной зоной подтверждаются исследователями для Марианской островодужной системы [Maekawa, Yamamoto at al, 2001].

На глубине 40-50 км наблюдается резкое выполаживание зоны Заварицкого-Беньоффа, трассируемой очагами землетрясений [Буалло, 1985]. В этой области проявлены силы растяжения и скольжения и предопределен срыв верхних частей литосферной мантии с подъемом диапира флюидонасыщенных пластичных серпентинитов.   Серпентинитовые диапиры в результате адиабатического всплывания разогретого пластичного глубинного вещества к поверхности, сопровождаемое декомпрессией и интенсивным плавлением при растяжении свода поднимающегося диапира были последовательно пронизаны полициклическими разноглубинными магматическими комплексами в следующей последовательности.

1. Внедрение в псевдоморфно  серпентинизированные улътабазиты по дайкоподобным каналам ультраосновной магмы лерцолитового состава. На контакте магматических тел с серпентинитами возникли высокотемпературные (Т=900°С) биметасоматические слои, состоящие из оливина, бронзита, диопсида.         

2. Формирование полосчатой расслоенной серии пород при полициклическом внедрении по дайкоподобным  каналам основной (габброноритовой) магмы в лерцолитовые, верлитовые, аподунит-гарпбургитовые серпентинитовые полосы в условиях растяжения свода диапира. Предполагается динамическая кристаллизация магмы с образованием пироксенитов. Интервалы глубин от 20-30 до 10-12 км. Лерцолиты чередующиеся с габброноритами, верлитами и пироксенитами, в полосчатом комплексе сложены энстатитом     (% 88,0En; 10,5Fs; 1,5Wo) или низкожелезистым бронзитом (% 83,5En; 16,0Fs; 0,5Wo), диопсидом (% 46,0En; 3,0Fs; 51,0Wo) и оливином. Оливин в породах полосчатого комплекса отличается от оливинов дунит-гарцбургитового комплекса более высоким содержанием фаялитовой молекулы   (16,5%).   Хромшпинелиды   в   лерцолитах   (и   верлитах)   представлены низкохромистыми высокоалюминиевыми разностями (Mg0,67Fe2+O,32)0,99(Al1,61Cr0,39)2,0O4, отвечающими по составу плеонасту и плеонастцейлониту. Сходные по составу шпинель и энстатит содержатся в лерцолитах, драгированных в разломе Яп на продолжении Япского желоба [Геология дна Филиппинского моря, 1980].  B этих условиях были сформированы разнотемпературные биметасоматические слои: 1) апогабброноритовые (Т=900°С), состоящие из бронзита, диопсида и паргаситовой роговой обманки; 2) аполерцолитовые (Т-550-700°С), для которых характерны диопсид, паргаситовая роговая обманка, андрадит, герцинит; 3) апосерпентинитовые, включающие лизардит, пентландит, хромшпинелид. Габбронориты,      экранированные  серпентинитами    в субсолидусном состоянии, были перекрисгаллизованы в условиях гранулитовой метаморфической фации (Т= 830-880°С). В результате возникли следующие ассоциации минералов: анортит, бронзит-гиперстен, диопсид-салит, магнетит. Экранирование серпентинитами способствовало сохранению в перекристаллизованных породах наиболее высоких содержаний европия (0,226 г/т) и относительно низких отношений изотопов стронция (0,70384), характерных для комплексов островных дуг. В зонах локально повышенных температур (Т=700-800°С) и давлений  (Р>5 кбар)  полистадийно  в  условиях динамотермального  метаморфизма были         сформированы гранатовые амфиболиты и эклогитоподобные породы в виде полосовидных и       линзовидных тел ориентированных субсогласно с полосчатостью.

3. Формирование силлово-дайкового   комплекса   (комплекс   параллельных  даек   островодужного   типа)   в   условиях рассредоточенных и разноглубинных растяжений свода диапира. Рассеянные серии полудаек пересекали   бортовые   участки   поднятия,   в   том   числе   протрузии   серпентинированных ультрабазитов.  Глубины  до  5км. Именно  в  этот период  сформированы  апогаббровые  и  аподиабазовые термальные и динамотермальные амфиболиты (Т= 550-700°С, Р>5 кбар) и основная   часть   родингитов.   Габбронориты   подверглись   наложенным   зеленокаменным изменениям    и    окварцеванию    с    образованием    метасоматических    плагиогранитов,    а    ультрабазиты     полосчатой     серии     -      наложенной     гидрогермально-метасоматической  серпентинизации и хлоритизации.  В контактово-реакционной слоях серпентинитов с полудайками, интрудированными альбититами и плагиогранитами, сформировалась золоторудная минерализация [Юркова, Воронин, 2008].

4. Формирование спилит-кератофирового вулканоплутонического комплекса в непостоянной во времени и пространстве геодинамической обстановке при сочетании условий растяжения и блоковых подвижек в связи со взбросо-сбросовыми и сдвиговыми нарушениями, с тенденцией образования поднятия. Основные породы, в том числе, из пакетов дайка в дайке имеют бонинитовую петро- и геохимическую специализацию [Юркова, Воронин, 2006]. Появление кислых магм увязывается с преобразованием основной магмы флюидами (метамагматизм). При формировании кислого расплава флюиды служили источником кремнезема и щелочей, вероятно в форме элементоорганических соединений. В поздне- и послемагматические стадии флюиды способствовали перераспределению петрогенных и рассеянных элементов (Si, К, Cr, Ni, V и др.) как внутри интрузивных тел, так и во вмещающих породах, что привело, в частности, к образованию гибридных пород, метасоматических плагиогранитов, альбитовых амфиболитов и пропилитов с вкрапленными железо-медными с хромом сульфидными рудами 0,95CuFeS20,10CrS. Установлено, что между породными ассоциациями контрастной вулканоплутонической серии и дайковым комплексом существует пространственная и генетическая связь. Генетическая связь определяется тем, что в вулканической толще, надстраивающей дайковыи комплекс, присутствуют пакеты полудаек и дайки диабазов, характерные для дайкового комплекса. Они служили подводящими каналами для расплава при формировании лав основного состава. Автомагматическое брекчирование основных лав, формирование гиалокластитов можно  предполагать в результате обогащения флюидами конечных порций расплава,   поднимающегося   по   дайковым   каналам.  

Спилитизация оценивается как растянутый во времени процесс, который начинается в позднемагматическую стадию при преобразовании флюидами кристаллических фаз и расплава и унаследованно продолжается в пневматолито-гидротермальные стадии постмагматического изменения пород. Спилитизация протекает в условиях только определенного геодинамического режима, в частности при растяжении коры над сейсмофокальной зоной. Она часто не получает полного завершения из-за нарушения флюидно-породного равновесия в результате изменения геодинамической обстановки растяжения сбросово-сдвиговыми деформациями. В последнем случае активизируются процессы кислого магматизма.

Диапировые внедрения офиолитов выходят на поверхность на полуострове Шмидта (Сахалин). Судя по данным аэромагнитной и гравиметрической съёмок массив ультрабазитов п-ова Шмидта имеет почти вертикальное залегание и уходит корнями до верхней мантии. Продолжение диапира или колонны диапиров в акватории Охотского моря фиксируется зонами интенсивных (2000 гамм) положительных магнитных аномалий. С магнитной аномалией совпадает гравитационная аномалия в редукции Буге интенсивностью 88 мгк [Объяснительная записка, 2000]. Верхние границы магнитовозмущающих тел основного и ультраосновного состава залегают на глубине 10 км, что сопоставимо с глубинами дна глубоководных желобов, в частности Марианского, связанного с примитивной островной дугой. Нижние границы магнитных аномалий фиксируются при пересчёте на высоту 30 км. Часть кромок уходит в верхнюю мантию.

С протрудированием блоков офиолитов в предостроводужные осадочные комплексы (п-ов Шмидта на Сахалине), сформированные автокинетическими потоками, связаны биметасоматические изменения песчано-глинистых пород и туфов в зонах субвертикальных контактов их с гипербазитами. Образование биметасоматических слоев, судя по особенностям кристаллической структуры ксонотлита [(К0,02Na0,04Са5,76Mg0,09Fe2+0,06) (Si5.96Al0,04)O18(ОН)2], происходило при температурах 350°С [Юркова, Воронин,  2006].  Эти принципиально новые данные объяснимы только с позиций диапирового становления офиолитовой ассоциации. Время от начала формирования до разрушения офиолитового диапира оценивается в 200±10 млн. лет и находятся в пределах продолжительности  альпийского тектонического цикла, а также попадает в интервал учащения магнитных инверсий (второй  геон). Время существования диапира близко совпадает с периодом (212-215 млн. лет) обращения Солнечной системы вокруг ядра Галактики [Юркова, Воронин,  2006]. 

 

Литература

Буало Г. Геология окраин континентов. М.: Мир, 1985. 155 с.

Геология дна Филиппинского моря под редакцией А.В. Пейве. М.: На­ука, 1980.261 с.

Объяснительная записка к тектонической карте Охотоморского региона. Масштаба 1:2500000. М.:ИЛОВМ РАН, 2000. 193 с.

Юркова P.M. Мантийно-коровая серпентинизация ультрабазитов как источник углеводородных флюидов//Фундаментальный базис новых технологий нефтяной и газовой промышленности М.:ГЕОС, 2002.

С. 98-107

Юркова P.M., Воронин Б.И. Подъём и преобразование мантийных  углеводородных флюидов в связи формированием офиолитового диапира//Генезис углеводородных флюидов и месторождений. М.:ГЕОС, 2006. С. 56-67.

Юркова Р.М. Воронин Б.И. Золоторудная минерализация в родингитах// Проблемы геологии рудных месторождений, минералогии, петрологии, геохимии. М.:ИГЕМ РАН, 2008. С. 377-380.

Maekawa H., Yamamoto К., Teruaki  J., Ueno Т., Osada Y. Serpentinite seamounts and hydrated mantle wedge in the Jzu-Bonin and Mariana forearc regions//Bull. Earth. Res. Inst. Univ. Tokyo. 2001. V. 76. P.355-366.