Геохимия пород щелочно-ультраосновной ассоциации Ильменских Вишневых гор

Медведева Е.В.*, Русин А.И.**, Краснобаев А.А**., Банева Н.Н**

*Ильменский государственный заповедник УрО РАН, Миасс, Россия ** Институт геологии и геохимии им. А.Н. Заварицкого УрО РАН Екатеринбург, Россия.

Информация о щелочно-ультраосновной ассоциации в Ильменских-Вишневых гор ранее ограничивалась характеристикой метагипербазитов. Вопрос о формационной принадлежности этих пород всегда был дискуссионным, т.к. геологическая структура района рассматривалась как сильно  сжатый и протяженный антиклинорий с гнейсовым ядром и сланцевым обрамлением. Новая концепция геологического строения этой структуры как глубинного фрагмента постколлизионного регионального сдвига (Ворощук, Русин, 2003) и имеющиеся петрохимические данные позволяют предположить, что породы мафит-ультрамафитовой ассоциации, представленные в виде небольших глыбообразных тел  являются фрагментами щелочно-ультраосновной интрузии центрального типа (Русин и др., 2006) растащенной более чем на 100 км.

 Основным типом пород осевой зоны (ядра антиклинория) являются не докембрийские гнейсы, а гранитоидные бластомилониты среди которых и расположены глыбообразные тела. Петрохимические данные дают основание полагать, что эта интрузия была представлена тремя породными ассоциациями: ультрабазит-базитовой, щелочно-ультраосновной (ийолит-якупирангитовой) и миаскит-карбонатитовой.

В последние годы было установлено большое разнообразие петрографических типов ультрамафитовых (дуниты, шпинелевые оливиниты, пироксениты, вебстериты и др.) и мафитовых (гранатовые, фассаитовые, цоизитовые, анортитовые, шпинелевые и др.) пород (Кориневский, Кориневский, 2007). Амфиболиты часто характеризуются очень низкими содержаниями SiO2 (30-33 мас.%) и повышенными - А12O3 (до 28%) и СаО (до 16%), а при пересчете на нормативный состав рассчитывается обязательное присутствие нефелина, оливина, волластонита.  Схожая ситуация отмечается для ультраосновных пород интрузии центрального типа Лиллебукт в Северной Норвегии (Арзамасцев и др., 2002), где произошла деформация первичного строения интрузии с последующим  метаморфизмом амфиболитовой фации.  Породы такого типа относимые нами к щелочно-ультраосновной ассоциации не имеют аналогов среди других типов метабазит-гипербазитовых комплексов Урала.

Данные ICPS анализа дают новую информацию о геохимической специфике породных ассоциаций щелочно-ультраосновной интрузии. Суммарные содержания и распределение РЗЭ в ультрамафитах - 0.97-358 г/т, La/Sm=4-82, Се/Yb= 10-99 и мафитах ("метабазитах") - 16-517 г/т, La/Sm =2-38, Се/Yb =7-50 (рис.1,а) согласуются с заключением о вероятной принадлежности их к отмеченным выше двум породным ассоциациям. Содержания РЗЭ в миаскитах (199-263 г/т) ниже максимальных в щелочноультраосновной ассоциации, что наряду со "сходными трендами дифференциации и изотопными данными (Кононова и др.. 1979) может рассматриваться как свидетельство мантийного генезиса миаскитов.

 

 

Рис. 1 Вариации отношений La/Sm и Ce/Yb (а) и содержаний Ba и Sr (б) в породах Ильменских Вишневых гор. 1- вмещающие породы, 2 ультамафиты, 3- мафиты, 4 сиениты, 5- миаскиты.

Такие индикаторные для мантийного магматизма элементы как Sr и Ва (Капустин, 1983), несмотря на значительные колебания, в целом демонстрируют тенденцию к накоплению от ультрамафитов (Sr=90 г/т, Ва=274г/т, Sr/Ва=0.94, n =12), через "метабазиты" (Sr=426 г/т, Ва=465 г/т, Sr/Ва=2.3 n = 21), к  сиенитам (Sr=984 г/т, Ва=1985 г/т, Sr/Ва=0.7, n = 8),  и миаскитам (Sг=1164 г/т, Ва=1280 г/т, Sr/Ва=0.9 n =3) (см. рис. 1, б). Сходная тенденция обнаруживается и в поведении высокозарядных элементов: ультрамафиты Nb=5.0 г/т, Та=0.3 г/т, Zr=13 г/т, Hf=0.3г/т; "метабазиты" - Nb=7.8 г/т, Та=0.8 г/т, Zr=73 г/т, Нf=1.9 г/т; сиениты Nb= 83 г/т, Та=18 г/т, Zr=65 г/т, Нf=2 г/т; миаскиты - Nb=202 г/т, Та = 24 г/т, Zг=158 г/т, Нf=2.5 г/т. Индикаторное отношение Zг/Нf в отмеченных группах пород колеблется в близких пределах (соответственно   45; 36, 30, 56), а Nb/Та - ясных закономерностей не обнаруживает.

Петрогеохимические особенности этих пород позволяют утверждать, что щелочные породы Ильменских - Вишневых гор являются производными глубинного мафит-ультрамафитового магматизма, а не палингенно-метасоматическими образованиями, возникшими при трансформации континентальной коры под воздействием гипотетического потока мантийных флюидов. Кроме того имеются предварительные данные  о венд-кембрийском возрасте пород щелочно-ультраосновной ассоциации.

В докладе предполагается рассмотреть возможность принадлежности к щелочно-ультраосновной ассоциации экзотических пород Ильменских гор сандыитов, фирситов и других.

Исследования проведены при финансовой поддержке РФФИ (07-05-96020-Р_урал_а), ОНЗ РАН №4 и № 10, Интеграционного проекта УрО - СО РАН .

Литература

Арзамасцев А. А., Арзамасцева Л. В., Кузьмин С. В. Минеральные ассоциации пород сиенит-карбонатитовой интрузии Лиллебукт (Северная Норвегия) как индикаторы условий ее образования // ЗВМО, часть 131 выпуск 1 2002 С. 47-63

Ворощук Д.В., Русин А.И. Опорный геологический разрез средней части Ильменогорско-Сысертской полиметаморфической зоны // Путеводитель геологических экскурсий. Екатеринбург: УрО РАН, 2003. С. 64-95.

Капустин Ю.Л. Геохимия стронция и бария в породах карбонатитовых комплексов // Геохимия. 1983, № 7, С. 931-944.

Кононова В.А., Донцова Е.И., Кузнецова Л.Д. Изотопный состав кислорода и стронция ильмено-вишневогорского щелочного комплекса и вопросы генезиса миаскитов // Геохимия. 1979, № 12, С. 1784-1795.

Кориневский В.Г., Кориневский Е.В. Мафиты и ультрамафиты в ильменогорском комплексе // Литосфера. 2007, № 2, С. 59-79.

Русин А.И., Краснобаев А.А., Русин И.А. и др. Щелочно-ультраосновная ассоциация Ильменских -Вишневых гор // Геохимия, петрология, минералогия и генезис щелочных пород. Миасс: УрО РАН, 2006. С. 222-227.


" "

The geochemistry of mafic-ultramafic inclusions from postcollision shear zone (Ilmensky-Vishnevy mountains)

Medvedeva E.V.*, Rusin A.I.**, Baneva N.N.**

*Ilmensky State reserve of UB RAS Miass, Russia, ** Zavaritsky Institute of geology and geochemistry UB RAS Ekateriburg, Russia

Information about alkali-ultramafic association of the Ilmeny-Vishnyevye Mountains was earlier restricted by characteristic of metaultramafic rocks. The question about formational affinity of these rocks was always controversial because geological situation of the region was regarded as strongly compressed and extensive anticlinorium with gneiss core and schist frame. A new conception of its geological structure as a deep fragment of postcollisional regional shift (Voroshchuk, Rusin, 2006) and petrochemical data let us to suggest that small blocks of mafic-ultramafic rocks are the fragments of alkali-ultramafic central type intrusion (Rusin et al., 2006) separated more than 100 km long.

Granitoid blastomilonites, not Precambrian gneisses, contain the blocked bodies and are the principal rock types of the axial zone (core of anticlinorium). Petrochemical data show that intrusion is characterized by three rock associations: ultramafic-mafic, alkali-ultramafic (ijolite-jakupirangitic) and miascite-carbonatitic.

A lot of petrographic types of ultramafic (dunites, spinel olivinites, pyroxenites, websterites and others) and mafic (garnetic, fassaitic, coisitic, anortitic, spinelic and others) rocks were established in last years (Korinevsky, Korinevsky, 2007). Amphibolites are often characterized by very low SiO2 (30-33 wt%) contents and increased Al2O3 (up to 28 wt%) and CaO (up to 16 wt%) contents. Obligatory presence of nepheline, olivine and vollastonite is calculated during converting to normative composition. The similar situation with ultramafic rocks is at the central type intrusion Lillebukt, North Norway (Arzamastsev et al., 2002), where deformation of the primary intrusion structure with following metamorphism of amphibolite facies is observed. The rocks of this alkali-ultramafic type havent analogues among other types of metamafic-ultramafic complexes of the Urals.

Results of ICP-MS analysis give us new information about geochemical specificity of the rock associations of alkali-ultramafic intrusion. Total contents and REE distribution in ultramafic (0.97-358 ppm, La/Sm=4-82, and Се/Yb= 10-99) and mafic (16-517 ppm, La/Sm =2-38, and Се/Yb =7-50) rocks (fig. 1,a) are in agreement with their possible affinity to two rock association noted above. REE contents in miascites (199-263 ppm) are lower than maximal REE contents in alkali-ultramafic association. This fact, similar trends of differentiation and isotopic data (Kononova et al., 1979) could be considered as an evidence of mantle genesis of miascites.

 Fig. 1. Variations of La/Sm and Ce/Yb ratios (a) and Ba and Sr contents (b) in the rocks of the Ilmeny-Vishnyevye Mountains. 1 - host rocks, 2 - ultramafic rocks, 3 - mafic rocks, 4 - sienites, 5 - miaskites.

Such indicated for mantle magmatism elements as Sr and Ba (Kapustin, 1983), despite significant variations, generally demonstrate the tendency to accumulation from ultramafites (Sr=90 ppm, Ва=274 ppm, Sr/Ва=0.94, n =12) through metamafites (Sr=426 ppm, Ва=465 ppm, Sr/Ва=2.3, n = 21), to sienites (Sr=984 ppm, Ва=1985 ppm, Sr/Ва=0.7, n = 8) and miascites (Sг=1164 ppm, Ва=1280 ppm, Sr/Ва=0.9, n =3) (fig. 1,b). Similar tendency is observed in behavior of high-charging elements (ppm): ultramafites - Nb=5.0, Та=0.3, Zr=13, Hf=0.3, metamafites - Nb=7.8, Та=0.8, Zr=73, Нf=1.9, sienites - Nb= 83, Та=18, Zr=65, Нf=2, miaskites - Nb=202, Та = 24, Zг=158, Нf=2.5. Indicated Zr/Hf ratio in groups of rocks changes in close limits (45, 36, 30 and 56 respectively) but Nb/Ta ratio doesnt show clear regularities.

So, petrochemical peculiarities of these rocks show that alkali rocks of the Ilmeny-Vishnyevye Mountains are the derivatives of the deep mafic-ultramafic magmatism and are not palingenic-metasomatic rocks formed during transformation of continental crust under influence of hypothetical mantle fluids. We also have preliminary data about Vendian-Cambrian age of the rocks of alkali-ultramafic association.

Possibility of affinity of "exotic" rocks from the Ilmeny Mountains such as sandyites, firsites and oth. to alkali-ultramafic association will be regarded in the report

Researches were financially supported by RFBR (07-05-96020-Р_Ural_а), Department of Earth Sciences of RAS № 4  and № 10 and integration project between Urals and Siberian branches of RAS.

 

References:

Arzamastsev А.А., Arzamastsevа L.V., Kuzmin S. V.  Mineral association of rocks of sienite-carbonatitic intrusion Lillebukt (Northern Norway) as indicators of its forming conditions // Reports of Russian Mineralogical Society. P.131 V.1 P. 47-63
Voroshuk D. V.,  Rusin A. I. Basic geological section of  the middle part of the Ilmeno-Vichnevogorsky polymetamorfic zone // Guide-book of geological excursion. Ekaterinburg: UB RAS 2003 P. 64-95
Kapustin U.L. Geochemistry of strontium and barium in rocks of  carbonatitic complexes // Geochemistry. 1983. № 7. P. 931-944
Kononova V.A., Donzova E.I., Kuznezova L.D. Izotopic composition of oxygen and strontium  of the Ilmeno-Vichnevogorsky alkaline complex and questions of genesis of miaskites // Geochemistry. 1979, № 12, P. 1784-1795.
Кorinevsky V.G., Кorinevsky E.V. Mafic and ultramafic rocks of the Ilmenigorsky complex // Lithosphere. 2007, № 2, P. 59-79.
Rusin A. I., Krasnobaev A.A., Rusin I. A. et al. Alkali-ultramafic association of the Ilmeny-Vishnyevye Mountains // Geochemistry, petrology,mineralogy and genesis of alkaline rocks. Miass: UB PAS, 2006. P. 222-227.
 


" "