Семинар "Геохимия щелочных пород" 

школы "Щелочной магматизм Земли"-2008

Вендский щелочной магматизм западного склона Южного Урала

(геология и геодинамика)

Ковалев С.Г.

Институт геологии УНЦ РАН, Уфа

Вопросы геологического строения и геодинамические модели формирования разновременных эпиконтинентальных рифтогенных структурно-вещественных комплексов, развитых на территории Урала, с различной степенью детальности рассматривались в течение последних 20 лет. К настоящему времени установлено, что эти комплексы относительно широко распространены в пределах всего Урала, но наиболее полно и разнообразно с точки зрения разновременного набора формаций и их сохранности, они представлены на территории западного склона Южного Урала. При этом большинство исследователей склоняются к мысли о том, что рифейско-раннепалеозойский временной этап развития региона не может быть описан в рамках модели единого,  длительно и закономерно развивающегося континентального рифта (Иванов и др., 1989; Ковалев, 2005). Согласно современным представлениям, эпохи активного рифтогенеза сменялись относительным тектоническим спокойствием, которое характеризовалось накоплением мощных толщ терригенно-карбонатного состава.

Одной из эпох тектоно-магматической активизации (рифтогенеза), отличающейся своей спецификой является вендский этап. Для магматических пород вендского уровня, распространенных в пределах западного склона Южного Урала, характерен отчетливо выраженный щелочной уклон и значительная рассредоточенность по территории региона. Вендские магматические породы объединяются в Аршинский, Авашлинский и Миселинский комплексы (Алексеев, 1984). Вулканиты первого, трахибазальтового комплекса стратиграфически и территориально тесно связаны с грубообломочно-сланцевыми отложениями аршинской свиты, венчающей разрез докембрийских отложений восточной части Башкирского мегантиклинория. Комплекс сложен эффузивной фацией, объединяющей продукты излияний с эксплозивными вулканическими породами. Лавовая субфация представлена потоками метабазальтов, а эксплозивную составляют разнообразные пирокластолиты от тонко- и мелкозернистых до грубообломочных агломератовых туфов, переслаивающихся с конгломератами и песчаниками. Эти особенности вулканитов свидетельствуют об их формировании в меняющихся субаэральных и подводных прибрежно-морских условиях в результате деятельности вулканов центрального типа, а по петрогеохимическим характеристикам они относятся к континентальной щелочной оливин-базальтовой формации, характерной для условий рифтогенеза. Миселинский комплекс щелочных габброидов представлен интрузивными образованиями (дайки и силлы) калий-натриевых субщелочных диабазов и эссексит-диабазов, пространственно и структурно приуроченных к зонам региональных нарушений. По петрогеохимических особенностям породы комплекса близки к базальтам континентальной оливин-базальтовой формации и щелочным оливиновым базальтам. Щелочные габброиды Авашлинского комплекса объединяют своеобразные высококалиевые и титанистые меланократовые породы близкие по геохимическим параметрам к щелочным пикритам и щелочным оливиновым базальтам, образуя сложно построенные интрузивные тела с эруптивными брекчиями в кровле.

На основе всей совокупности материалов, анализируя эволюцию вендского магматизма в целом и опираясь на положение о том, что щелочные породы характерны для начальных стадий континентального рифтогенеза, необходимо акцентировать внимание на следующем: наличие аршинских щелочных вулканитов в ассоциации с грубообломочными терригенными породами свидетельствуют о формировании в вендское время в пределах западного склона Южного Урала линейно ориентированных грабенообразных структур с щелочным типом магматизма, трассирующих осевую зону локальной палеорифтогенной структуры, заложившейся на относительно мощной, стабилизированной коре континентального типа. В то же время присутствие в пределах региона пространственно рассредоточенных щелочных интрузий и сложнопостроенных тел, принадлежащих к калиевой серии щелочно-основной формации, подразумевает, что тектоно-магматическая активизация, связанная с рифтогенезом (или обусловленная им), проявилась на значительной площади. Причем, щелочной уклон магматизма (как эффузивной, так и интрузивной фаций) свидетельствует о низких степенях плавления слабоистощенного мантийного субстрата и значительной глубине очагов магмогенерации (гранатовая субфация). Возможно, что это событие в истории развития региона ╚предвосхищает╩ основную фазу эволюции Урала, выраженную в полном разрыве сплошности континентальной коры и образовании палеоуральского океана в раннепалеозойское время.

Литература

Алексеев А.А. Рифейско-вендский магматизм западного склона Южного Урала. М.: Наука, 1984. 137 с.

Иванов С.Н., Коротеев В.А., Пучков В.Н., Иванов К.С. Эволюция рифтовых систем Урала / Тектонические процессы / Докл. cов. геол. на XXVIII сес. Межд. конгр. (Вашингтон, июль 1989). М.: Наука, 1989. С. 154-163.

Ковалев С.Г.  Рифтогенные процессы в истории развития Южного Урала (динамика формирования структурно-вещественных комплексов и их геохимическая специализация)  / Автореф. дисс. ... докт. геол.-минер. наук. Уфа:  ИГиГ УрО РАН, 2005. 37 с.


зеркало на сайте "Все о геологии"