О взаимоотношениях органических веществ с минералами тория в пегматитах Ловозерского и Хибинского щелочных массивов

Ермолаева В.Н.*, Чуканов Н.В.**, Пеков И.В.***

*ГЕОХИ РАН, Москва, **ИПХФ РАН, Черноголовка, ***МГУ, Москва.

Торий известен как элемент, чьи соединения отличаются чрезвычайно низкой растворимостью в воде; перенос тория затруднен при низких температурах в отсутствие комплексообразователей. Данные по новым находкам органических веществ из пегматитов Хибинского и Ловозерского массивов [1] выявляют их широкую распространенность и разнообразие. Более детальное изучение макрообособлений органических веществ показало их постоянную связь с минералами редких элементов (в первую очередь Th, а также Ti, Nb, U, REE, Y, Sr и др.). Все это позволяет предположить, что именно органические комплексы были той главной формой, которая обеспечивала перенос тория на низкотемпературных стадиях пегматитообразования в щелочных массивах.

Нами изучен ряд образцов ТБВ (твердых битуминозных веществ), ассоциирующих с минералами тория в пегматитах Ловозера и Хибин. Тонкие срастания ТБВ с минералами редких элементов являются типоморфными компонентами гидротермальных зон агпаитовых пегматитов. Наиболее ярко эта связь проявляется для Th. Природа и формы нахождения ТБВ в Хибинском и Ловозерском массивах несколько различны. Для пегматитов Хибинского массива характерны макрообособления ТБВ, обогащенные микровростками минералов Th и REE. Распределение последних в органической матрице нередко имеет вид типичных структур распада. В качестве примеров таких образований можно привести вростки торита, имеющие ⌠мозаичную■ структуру распределения, и стисиита, образующего в органической матрице многочисленные включения. В отличие от хибинских битуминозных веществ, ТБВ из низкотемпературных гидротермальных ассоциаций пегматитов Ловозерского массива часто слабо минерализованы. Однако для последних характерно широкое распространение и крупные обособления минералов Th и REE, в которых постоянно обнаруживаются обильные рассеянные вкрапления ТБВ. Это содержащая ТБВ оторочка на внешней части зерна Na,Th-силиката (Na,K)4Th3[Si8O24]? nH2O (пегматит ⌠Палитра■), зерна измененного стенструпина, замещенного редкоземельными, ториевыми и урановыми фазами, богатые микровростками ТБВ (пегматит ⌠Шкатулка■), торийсодержащий REE фосфат карнасуртит, содержащий обильные и крупные прожилки и оторочки ТБВ. О наличии ТБВ в составе таких образований свидетельствуют данные ИК-спектроскопии [1], а также в ряде случаев √ весьма низкие (8.5-90.3 мас. %) суммы анализов. В ассоциирующих минералах, не содержащих Th и REE, а также в минералах Th и REE, образовавшихся на магматической и раннепегматитовой стадиях, включения органических веществ, как правило, не обнаруживаются. Особенно показателен в этом отношении пример ⌠сквозных■ минералов, устойчивых в широком интервале температур (торит, натрий-ториевый силикат, минералы ряда стисиит-туркестанит). По нашим многочисленным наблюдениям, образцы этих минералов из гидротермальных ассоциаций почти всегда содержат вростки ТБВ, обнаружимые методом ИК-спектроскопии, тогда как в этих же минералах из более ранних парагенезисов в щелочных породах и пегматитах органическое вещество не обнаруживается.

1. Чуканов Н.В., Пеков И.В., Соколов С.В., Некрасов А.Н., Чуканова В.Н., Наумова И.С. К вопросу об образовании и геохимической роли битуминозных веществ в пегматитах Хибинского и Ловозёрского щелочных массивов (Кольский полуостров, Россия) // Геохимия, в печати.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (гранты ╧╧ 05-05-64144-а и 05-05-64347-а).